Ви є тут

Институциализация социальных отношений высшего образования и бизнес-структур на рынке труда в условиях трансформации российского общества

Автор: 
Захаров Дмитрий Николаевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
300282
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение................................................................3
Глава I. Теоретико-методологические подходы к анализу институциализации социальных отношений высшего образования и бизнес-структур на рынке труда современного российского
общества...............................................................16
1.1 . Социальный контекст процесса институциализации отношений системы высшего образования и бизисс-структур на рынке труда в изменяющемся российском
обществе......................................................16
1.2. Основные тенденции институциализации отношений
системы высшего образования и бизнес-структур
на рынке труда................................................53
Глава 2. Синхронизация отношений системы высшего образования и бизнес-структур в современном российском обществе - основное содержание институциализации их социальных отношений на рынке труда.........................................................69
2.1. Противоречия в институциализации отношений системы высшего образования и бизнес-структур
на рынке труда................................................69
2.2. Социальные практики институциализации отношений системы высшего образования
и бизнес-структур на рынке труда..............................91
2.3. Рынок труда в Пермском крае и отношение пермских студентов к будущей работе
и их профессиональные ориентации.............................131
Заключение............................................................168
Список литературы....................................................174
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Российское общество переживает быстрые, глубокие и крайне противоречивые перемены. Переход на новую модель социального развития, необходимость модернизации экономики привели к ломке эволюционной, линии развития, к складыванию в обществе принципиально новых условий его жизнедеятельности. Сегодня в мире общепризнано, что без развития высшего образования невозможно обеспечить экономическую, политическую и культурную независимость нации и прогресс общества в целом. Развитие высшего образования должно быть органически связано с требованиями государства, перспективами развития сграны, интересами личности и общества.
За последние двадцать лет в нашей стране произошла потеря связи между учреждениями высшего профессионального образования и организациями-потребителями (работодателями) подготовленных специалистов.
Архаичность общества, непредсказуемость российского рынка труда, не системное реформирование экономики и социальной среды, падение производства, резкое изменение структуры спроса на рынке труда на многие профессии, стихийное перераспределение объемов подготовки специалистов, переизбыток одних специалистов и недостаток других приводит к тому, что молодой выпускник часто оказывается невостребованным после окончания профессионального учреждения. Уже многие годы более половины выпускников вузов вынуждены устраиваться на работу не по специальности, что ведет не только к негативным экономическим, но и социальным последствиям: росту неудовлетворенности своим материальным положением и социальным статусом в обществе, потере интереса к труду, разочарованию жизни. Избыток одних специалистов и недостаток других не может не сдерживать социально-экономическое развитие общества, не обострять социальную напряженность в обществе, препятствовать полноценному развитию личности. Опасность ситуации в том, что этот перекос с годами практически не меняется, что еще больше усугубляет проблему.
20
В подтверждение своей позиции он приводит данные статистики и выделяет некоторые положительные тенденции в развитии экономики, политики и других сфер российского общества. Гайдар не отрицает наличия массы проблем, но «...это проблема, - считает он, - более или менее нормальных экономик, ...не социалистических»1. Если кратко резюмировать определение переходного периода, данное Е. Гайдаром, то суть его сводится к тому, что это период освобождения от проблем социализма, или, проще — от «пережитков» советской системы.
С такой трактовкой переходного периода никак нельзя согласиться. Это крайне примитивный подход к анализу современного состояния российского общества и перспектив его развития . Хорошо известно, что в советском обществе тоже шла борьба с «пережитками» прошлого, т.е. капиталистическими, которые считались главным тормозом в построении коммунизма. Аналогично поступают представители сегодняшнего российского ортодоксального либерализма, ведя борьбу с пережитками социализма и не ставя вопроса о том, в какой степени эти «пережитки» сами по себе являются необходимым и неизбежным элементом постсоветского капитализма, цивилизованного общества3.
Исторический опыт свидетельствует о том, что ни один социальный сдвиг не происходит путем полного отрицания предшествующих форм социальных взаимосвязей, норм и ценностей. Общество не рождается всякий раз заново.
Известный американский социолог и экономист И. Валлерстайн справедливо подмечает, что на смену ортодоксальному марксизму пришел ортодоксальный либерализм4.
‘Там же.-С. 10.
2 О незавершенности переходного периода для российского общества пишут многие исследователи (см., например работы: В.И. Добрснькова, В.Н. Черковеи, Е. Ясина, В.Н. Лексина и др.)
3 Лнтшхьсв А.Г. О переходном периоде современного российского общества // Тезисы I Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения - 2004: Российское общество и вызовы глобализации». - М.: Альфа-М, 2004.-С. 112.
4 Валлерстайн И. Анализ мировых систем в современном мире. Пер. с. анг. П.М. Кудюкина. Под обшей редакцией канд.полит, наук Б.Ю. Кагарлицкий. - СПб.: «Университетская книга», 2001. - С. 13.