ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследований социализации неслышащей молодежи.............................12
1.1. Теоретические концепции социализации.................12
1.2. Концепция социального воспитания глухонемых Л. С. Выготского 33
1.3. Психофизиологические особенности неслышащего.индивида...................................................42
Глава II. Социальная реабилитация неслышащей молодежи в образовательном учреждении.................................61
2.1. Общеобразовательная стратегия для неслышащей молоде-
жи....................................................62
2.2. Социальные ориентиры неслышащей молодежи..............78
2.3. Возможности коррекции запаздывающей социализации неслы-
шащей молодежи........................................93
Заключение................................................118
Список использованных источников и литературы.............123
Приложения............................................... 140
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социализация, представляющая собой процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, обеспечивает воспроизводство и приумножение социального опыта новыми поколениями. От того, насколько успешно протекает этот процесс, зависят стабильность социальной системы, преемственность ее культуры, связь поколений, нормальное функционирование каждого человека в обществе.
Особое значение социализация приобретает в условиях социальных перемен, когда изменения в различных сферах общественной жизни затрагивают мак-росоциальные процессы, сказываются на социальных нормах и культурных ценностях, осложняют интеграцию индивидов в общество.
В каждом обществе складываются свои правила трансляции социального опыта от поколения к поколению, которые упорядочивают деятельность различных институтов социализации, задают ориентиры личностного развития человека и всегда предполагают возможности самоопределения индивида, его субъект-ность в процессе социализации. Вместе с тем общество оказывается неприспособленным или недостаточно приспособленным для социализации определенных групп людей, имеющих нетипичное состояние физического или психического здоровья.
Создание условий для успешной социализации каждого индивида рассматривается как важнейшая задача каждого общества. В международных правовых актах и национальном законодательстве декларируются права человека на полноценное развитие и обязанности государств по обеспечению этих прав.
В современном российском обществе остро обозначилась проблема социализации молодежи, ее роли в социальном воспроизводстве. Суть проблемы состоит в противоречии между потребностью молодежи быть успешными в обществе, активно включаться в различные виды социальной деятельности и реальными возмож-
14
выявляются фрагменты и положения, которые в совокупности дают методологический ключ к изучению социализации неслышащей молодежи. Этот наш вывод основывается на анализе наиболее известных теорий социализации.
Для целей нашего исследования рассмотрим теоретические позиции в отношении социализации, разработанные в марксистской социологии, структурнофункциональном анализе, фрейдистской и феноменологической социологии.
В концепциях общественных наук, развивавшихся в советский период отечественной истории приоритет в трактовке социализации, несомненно, был отдан марксизму. Нередко это было связано с идеологическим давлением, а сама идея о социализации подвергалась некоторыми учеными уничтожающей критике как идея буржуазная (ряд авторов считал, что ею подменяется теоретическое осмысление процесса коммунистического воспитания молодежи).
В чем специфика марксистской трактовки социазизации? Несомненно, в том, что она связывается с классовым разделением общества и предполагает несколько стратегий — в зависимости от того, к каким классам и социальным группам относится индивид. Это положение оспаривалось позже некоторыми авторами как основанное на конфликте классовых сил и противопоставленное социальной солидарности и связанности общества, что представляется неубедительным, поскольку такая критика игнорирует общесоциологические основания марксизма.
Для Маркса «индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими проявления жизни является проявлением и утверждением общественной жизни»'. Широко известна трактовка Марксом сущности человека как совокупности всех общественных отношений2. Связывая субъектность человека с его разносторонней деятельностью, Маркс по-
1 Маркс К. Экономические и философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. —Т. 42. — С. 119.
См.: Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. — Т. 42. — С. 265.
15
казал, что, во-первых, в деятельности и через ее результаты происходит становление человека как социального существа и, во-вторых, что этот процесс имеет двойственный характер: в ходе общественного прогресса изменяются и люди, приобретающие новые качества, и сами условия общественной жизни.
В XX веке на базе марксистского понимания сущности человека и его общественного развития сформировались концепции социализации молодежи, в которых основное внимание уделено той стороне [Марксовой трактовки человека как общественного существа, который характеризует макросоциальный процесс. Таково понимание социализации в трудах по социологии молодежи И. М. Ильинского, П.-Э. Митева, П. Сака и ряда других исследователей“.
В концепции социализации молодежи и ювентизации общества П.-Э. Митева социализация трактуется фактически как интеграция индивида в общество: один и тот же процесс — вступление новых поколений в активную общественную жизнь показывается болгарским социологом через две его стороны: социализацию молодежи и ювентизацию общества. Социализация, по Митеву, — это понятие, описывающее общественное воз/действие, направленное на интеграцию молодежи в существующей системе общественных отношений; экономическую, политическую и идеологическую подготовку нового поколения к продолжению унаследованной деятельности посредством вступления в эту деятельность. Ювен-тизация — понятие, которое описывает перемены, вносимые молодежью в общественные отношения. По своему содержанию, считает Митев, ювентизация является специфическим видом творчества, порожденного новым доступом молодежи к социально-политической и ценностной системе общества. «Эти два процесса (или стороны одного более общего процесса) связаны друг с другом. Включая молодежь в существующую систему общественных отношений, общество меняется само: социализация оборачивается ювентизацией. С другой стороны, меняя обще-
1 См.: Ковалева Л. И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. — М.: Социум, 1999. — С. 68-94.
- Київ+380960830922