Ви є тут

Институционализация социальной профилактики общественно-опасных заболеваний в Российской Федерации

Автор: 
Бородкина Ольга Ивановна
Тип роботи: 
диссертация доктора социологических наук
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
406
Артикул:
191864
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
/ ВВЕДЕНИЕ 3
/ ГЛАВА 1. Теорегико-мстодологические основы 26 / институционализации социальной профилактики
общественно-опасных заболеваний
1.1. Социологическое 1 ' обоснование применения 26
институционального подхода к исследованию социальной профилактики
1.2. Социологический подход к понятию социальной 45 профилактики общественно-опасных заболеваний
1.3. Общественно-опасные заболевания как социальная проблема 60
1.4. Общественно-опасные заболевания как риски современного 88 общества
ГЛАВА 2. Модели социальной профилактики общественно- 105 ‘ опасных заболеваний
2.1. Модель целевых групп 105
2.2. Модель уровней вмешательство 134
2.3. Инновационные модели социальной профилактики 166
2.4. Социальная работа как институт социальной профилактики 182
общественно-опасных заболеваний
ГЛАВА 3. Социальный контекст институционализации 206
социальной профилактики ВИЧ/СПИДа в РФ
3.1. Влияние ВИЧ/СПИДа на социально-стратификационную 206 структуру общества
3.2.Этапы институционализации социальной профилактики 230
ВИЧ/СПИДа в РФ *
3.3. Современные тенденции институционализации социальной 258
профилактики ВИЧ/СПИДа в РФ
ГЛАВА 4. Социальная профилактика общественно-опасных 271
заболеваний среди потребителей наркотиков
4.1. Антинаркогические стратегии социальной профилактики 274
4.2.Редуктивные стратегии социальной профилактики 289
4.3 .Проблемы и перспективы социальной профилактики 302
общественно-опасных заболеваний среди потребителей инъекционных наркотиков в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 334
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И 346
ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1. Анкета 370
Приложение 2. Результаты социологического исследования «Риск 396
ВИЧ инфицирования среди потребителей инъекционных наркотиков в России» (таблицы, диаграммы).
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.. Современный этап развития российского общества характеризуется политическими, экономическими, социальными реформами, проводимыми с начала 90-х гг. прошлого
* 4
столетия в достаточно радикальной форме, что имело негативные последствия, в том числе в форме возникновения- и распространения заболеваний, угрожающих развитию человека и общества, которые без. преувеличения можно назвать общественно-опасными. Основным таким заболеванием является ВИЧ-инфекция.
По данным объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭИДС) на декабрь 2006 г. в мире проживало 39;5 миллионов человек с ВИЧ-инфекцией, в. том числе детей моложе 15 лет - 2,3
миллиона. В России по данным Федерального научно-методического Центра по профилактике и борьбе со СПИДом, на 3 Г. 10.2007.: было зарегистрировано 403 100 ВИЧ-инфицированных людей, из них детей-2636; и из них умерло на указанную дату 19 924 человек.1 Масштабы и скорость распространения ВИЧ-инфекции показали, что сложившиеся в медицине меры профилактики и противодействия ВИЧ/СПИДу являются недостаточными. Надежды на быстрое создание вакцины от ВИЧ-инфекции не оправдались, кроме того, история эпидемий других инфекционных заболеваний наглядно демонстрирует, что одними медицинскими мерами невозможно остановить распространение социально-обусловленных заболеваний.
В настоящее время пришло понимание того, что общественноопасные заболевания, такие как ВИЧ/СПИД - это общественные явления, имеющие ярко выраженные социальные и поведенческие характеристики, в. борьбе с ними меры исключительно медицинского характера не эффективны. Однако на практике- в сфере профилактики
1 Количество ВИЧ-инфицированных в России на 31.10.2007. // Федеральный центр СПИД (Федеральный научно-методический Центр по профилактике и борьбе со СПИДом). - http://vvmv.hivrussia.ru/stat/2007.shtml
35
рассматриваемой предметной области имеет теория «коллективного обучения» М. Крозье, Э: Фридберга. В основе социологической теории М. Кродзье и Э. Фридберга - взаимозависимость акторов и системы. М. Крозье трактует общество в интеракционистском ключе, как совокупность абстрактных межличностных взаимодействий, принимающих форму «игры и составляющих «коллективную ткань». Основой социальных изменений является коллективное обучение новым отношениям' в рамках социальных институтов, именно благодаря коллективному обучению индивидуальные инновации внедряются в социальную практику и встраиваются в систему.1
Развитие активистской социологии, прежде всего в работах А. Турена, заострило роль общественных движений в процессе институционализации. В современном обществе значительно увеличились «способности к самодеятельности». Общественные движения как основные носители коллективных действий являются, решающими агентами истории. Придавая- специфическую социальную форму культурным ориентациям, они выступают активными субъектами институционализации. Конфликт между общественными движениями «может привести к распаду политической системы или, напротив, к институциональным реформам, он повседневно проявляется в формах общественной и культурной организации, во властных отношениях».
Параллельно с активистской парадигмой во второй половине XX столетия развиваются концепции институционализации повседневного мира, основанные на идеях феноменологической социологии А. Шюца. А. Шюц ставил задачу восстановить связь абстрактных понятий с жизненным, миром, понимаемым как миром повседневных знаний и
1 См.Crozier М., Friedberg Е. L’Acteur et le système. Paris: Editions du Seuil. 1977.
2 Турен A. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М., 1998. С.87.
36
практик. Он показал, что институты, и наука в том числе, формируются.в рамках повседневности и удовлетворяют повседневной деятельности.1
Идеи феноменологической социологии в виде этнометодологии получили развитие в работах Г. Гарфинкеля, который сосредоточился на эмпирических исследованиях единичных актов взаимодействия.2
Т. Лукман и М. Бергер являются сторонниками конструктивистской интерпретации социальных институтов, также тесно связанной с постулатами феноменологической социологии. В рамках своей концепции социологии знания, изложенной в широко известном совместном труде «Социальное конструирование реальности», авторы приходят к выводу, что социальная реальность конструируется сознанием субъекта, и, соответственно, все социальные институты следует рассматривать как результат человеческого сознания, т.е. социальные институты, как и все другие социальные отношения, реальны лишь в той мере, в какой они осознаются людьми.3 Следуя данной посылке, необходимо признать, что процесс институционализации связан
с
с формированием коллективных представлений о социальном институте.
Новый вектор развитию институционального подхода в социологии дали работы М. Хайдегера, И. Гоффмана, М. Фуко, в которых была представлена реконструкция социальных практик и формы их институционализации.
Философские работы М. Хайдегера, и в первую очередь «Бытие и время»,4 оказали влияние на понимание, что важно для рассматриваемой предметной области, категории «время» в теории структурации
Э.Гидденса, на которой мы остановимся ниже. Значительное внимание временному и пространственному упорядочиванию социальной деятельности и тем самым формированию и развитию социальных
1 См. Schutz. A. The phenomenology of the social world. L., 1972
2 См. Garfinkel G. Studies In Ethnomethodology. L., 1967.
3 Лукман Т., Бергер П. Социальное конструирование реальности. М., 1955.
4 Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1998.