ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .....................................................3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ОДИНОКИХ ЖЕНЩИН К ПОСТТРУДОВОМУ ПЕРИОДУ
ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ ...................13
1.1. Особенности социального статуса одиноких женщин
в условиях современного российского общества...........13
1.2. Трактовка понятий «социальная адаптация»
и «посттрудовой период жизни» ......................... 40
2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, МЕХАНИЗМЫ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОДИНОКИХ ЖЕНЩИН
К ПОСТТРУДОВОМУ ПЕРИОДУ ЖИЗНИ ............................. 68
2.1. Определяющие условия и факторы адаптированности одиноких женщин в кризисном российском обществе
и методика их социологического изучения ............... 68
2.2. Изменение социального положения и роли одиноких женщин
в посттрудовом периоде жизни .......................... 93
2.3. Особенности процесса социальной адаптации одиноких
женщин к посттрудовому периоду......................... 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................. 144
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ............................ 150
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Положение женщины в обществе всегда было предметом внимания и изучения научной общественности. Сегодняшняя реальная ситуация в России, рассматриваемая всеми как кризисная, особенно остро отразилась на положении женщин. Декларируемое государством равенство прав и возможностей мужчин и женщин оборачивается для последних реальным ухудшением их социально-экономического статуса.
Современный рынок в РФ выявил резко выраженную гендерную направленность изменения структуры занятости на рынке труда: сокращение женщин во всех отраслях экономики, их доли на рабочих местах, требующих высокого профессионального мастерства и знаний, особенно в сфере интеллектуального труда, сосредоточение женщин в отраслях с нестабильной и законодательно незащищенной занятостью, в том числе и в неформальной экономике. Все это способствует феминизации бедности, так как непосредственно сказывается на снижении уровня доходов.
Ситуация становится еще более драматичной по отношению к одиноким женщинам предпенсионного возраста. Особенностью России является резкое снижение нижних границ социовозрастных статусов "пожилых", принудительно навязанных активным, трудоспособным и квалифицированным женщинам. Уже в среднем с 45 лет они становятся объектами "эйджи-стской" политики па рынке труда, общественного неприятия как носители определенных социокультурных традиций, испытывают чувство социальной, профессиональной и личностной бесперспективности. Стресс и де-
Великие мыслители того же века А.Бабель, В.Г.Белинский, Н.Г.Чер-нышевский в своих работах писали о том, что женщина должна быть полезным и равноправным членом общества, наравне с мужчиной иметь возможность развиваться физически и умственно, требовать признания своих прав.
В дальнейшем большое внимание проблеме эмансипации женщин уделяли К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, считая необходимым вовлечение их в общественное производство, изменение характера отношений в семье.
Однако противоположные точки зрения на роль женщины существуют и в настоящее время. Идут интенсивные дискуссии о положении и роли женщины в сегодняшнем обществе, концентрирующиеся, в основном, вокруг двух идеологий: патриархальной и эгалитарной.
Приверженцы первой исходят из того, что мир стоит на «естественных основаниях». Их разрушение ведет к разрушению общества. Под «естественными основаниями» понимается разделение функций в семье и обществе. При этом пропагандируется известный тезис о женщине-матери, хозяйке, хранительнице очага, откуда следует вывод, что дом - это мир женщины. Мужчина - добытчик, общественный деятель, осуществляющий связь семьи с обществом. Такое разделение функций считается ими естественным, поскольку половые различия более существенны, чем индивидуальные, личностные.
Основной довод в пользу патриархальной идеологии состоит в утверждении, что привлечение женщин в общественное производство уже привело к негативным последствиям в семье, разрушению материнского инстинкта, падению нравов, моральной распущенности, разрушению семьи. Преобладающее количество сторонников этой идеологии находится среди мужской части населения. Свой консерватизм в оценке женских проблем муж-
14
чины часто прикрывают мнимой заботой о женщине, игнорируя неравенство в социальном плане.
Сторонники эгалитарной идеологии подвергают критике патриархальную точку зрения, называя «естественное» разделение функций социальной иллюзией, порожденной создавшимися социальными условиями. Эгалитарные отношения между полами основаны на личностной взаимодополняемости женщин и мужчин в семье и обществе. Основной тезис, поддерживаемый сторонниками этой идеологии, заключается в следующем: природа закрепила за женщиной только функцию деторождения, все остальные должны выполняться как женщинами, так и мужчинами, причем для каждого должно быть пространство свободного выбора.
Объект диссертационного исследования - одинокие женщины - в разрезе изложенных представлений однозначно не вписываются ни в одну из идеологий: оставшись в силу сложившихся обстоятельств одинокими, они, в известной мере, вынуждены сочетать в себе и функции женщины-матери, и хозяйки в доме (элементы патриархальной идеологии), и функции добытчика как материальной основы существования (элемент эгалитарной идеологии).
Изучение женского одиночества как явления социального возможно только при многостороннем комплексном его исследовании. Анализируя опубликованные работы, касающиеся женского одиночества, можно выделить три основных подхода к изучению указанного явления: демографический, социологический и психологический.
В демографическом понимании термин "одиночество" (статус безбрачия, отсутствие официального партнера) объединяет следующие слои: женщин, никогда не состоявших в браке, вдов, разведенных и разошедшихся, т.е. официально не оформивших свой развод.
Демографический подход включает в себя рассмотрение одиночества как фактора, оказывающего влияние на воспроизводство населения (исто-
15
- Київ+380960830922