Ви є тут

Влияние визуальной коммуникации на идентификацию в современном российском обществе

Автор: 
Юстина Наталья Игоревна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
305505
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1.
1.1
1.2
1.3 Глава 2.
2.1
2.2
2.3
Заключение
Литература
Концептуальные подходы в исследовании
визуальной коммуникации 15
16
44
74
Теории информатизации о техникотехнологической обусловленности визуальной коммуникации
Характеристики визуальной коммуникации в понятиях массовой коммуникации, массовой культуры и общества потребления
Визуальная коммуникация и конструирование социальных представлений Особенности визуальной коммуникации в трансформирующемся обществе 109
Становление единого информационного пространства в современной России 119
Специфика информационных предпочтений россиян и виртуализация социальной среды
Влияние визуальной коммуникации на социальную идентификацию в российском обществе 157
188
191
132
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Россия конца XX - начала XXI в. переживает серьезные трансформационные процессы. Их содержание и направленность определяются как общемировыми тенденциями общественного развития - глобализацией, информатизацией, индивидуализацией, виртуализацией, так и собственно российскими особенностями реформирования экономики и социально-политической системы.
Всепроникающий и глобальный характер информационнокоммуникативных процессов проявляется в развитии высокорентабельной индустрии коммуникационных технологий, общедоступности инновационных устройств и каналов связи, интенсивности информационных обменов между разными социальными субъектами и институтами, влиянии информационных ресурсов на поведение и сознание людей, формировании новых форм социальной активности и т.д. Окружающая человека среда всё более получает очертания информационно нагруженного интерьера. Именно благодаря информационно-коммуникативным процессам, охватившим мир, каждый из нас получает новые возможности для общения, самоопределения и самовыражения.
Казалось бы, развитие информационных технологий и их внедрение во все сферы общественной жизни, повсеместное распространение средств массовой коммуникации, расширение международных информационных контактов и сотрудничества приумножают и разнообразят формы средств и общения. Однако аналитики современной реальности отмечают наличие преобладания однотипной видеоинформации, активное использование наглядных образов и изображений.
Фотография, кинематограф, телевидение, полиграфический дизайн, компьютерные сети и их программное обеспечение - вот лишь неполный перечень форм социальной активности, генерирующих то, что в настоящее время принято называть: а) «визуальностью», зрелищностью какого-либо
3
образов и изображений видимого мира, либо её производность от системного моделирования на основе компьютеризации, либо зависимость от техникотехнологических изменений в передаче информации.
Наше рабочее определение визуальной коммуникации как передачи/приёма зрительных образов и изображений в информационных обменах между разными социальными субъектами пока также отвлечённое, нашедшее выражение в языке представление о частном проявлении визуальной коммуникации. Его явно недостаточно для установления ресурсного потенциала визуальной коммуникации. Но и ходить от одного абстрактного определения к другому также непродуктивно. Ведь отражённая там «чтойность» предмета исследования есть только логическое сведение чего-либо общеизвестного частного к чему-либо общеизвестному общему. В нашем случае получилось бы, что визуальная коммуникация - это «фрагмент», частное проявление коммуникации вообще. По поводу последней в социальном знании существует большое количество дисциплинарных теорий и методологий исследования. На какое теоретико-методологическое основание опираться? Этот вопрос остаётся актуальным для многих авторов коммуникативных исследований16.
Категория «коммуникация» соотносится с разными дисциплинарными понятиями. По мнению американского коммуникативиста Р.Т. Крейга, её теоретическое содержание обеспечивали семь познавательных традиций: риторическая, семиотическая, феноменологическая, кибернетическая, социально-психологическая, культурологическая, социально-критическая17. Отечественный исследователь И.П. Яковлев считает, что в настоящее время научнопознавательный смысл категории «коммуникация» определяют несколько её дисциплинарных понятий. Среди них: системное, кибернетическое, информационно-процессное, семиотическое, когнитивное, интерпретативное, инте-
Василик М.А. Наука о коммуникации или теория коммуникации? К проблеме теоретической идентификации // Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. науч. тр. СПб.: Изд-во СПбПУ, 2004. С.4 - 11.
17 Крейг Р.Т. Теория коммуникации как область знания// Компаративистика - III: альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб.: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, 2003. С. 87 -91.
1 я
ракционистское, критическое . В социологических исследованиях категорию «коммуникация» часто применяют с определениями, в которых объединены постулаты математической теории информации с позитивистским понятием взаимодействия (интеракции) социальных субъектов (групп, институтов, индивидов). Такой синтез приводит к формальному различению сфер, модулей, способов, видов и т.п. коммуникации19.
Между тем в первоначальном источнике слова «коммуникация», в латинском языке, оно обозначает «сообщение, беседа» и является производным от глагола communico — «делать общим, сообщать». Последний, в свою очередь, восходит к глаголу communio («укреплять, окружать окопами, упрочивать») и существительному communio («соучастие, общность»). Можно предположить, что тогдашний смысл слова «коммуникация» обретался в актах объединения (интеграции) людей друг с другом по какому-либо поводу с помощью, в первую очередь, слов-внушений. Результаты такого речевого воздействия нашли отражения в некоторых устойчивых латинских выражениях, например communicatio utilitatum («совпадение интересов»), communicatio sermonis («разговор, диалог»), communicatio nominum («распространение именования») и др. Безусловно, у римлян слово «коммуникация» не имело той степени обобщения и значимости, которая отличает его нынешнее употребление.
В европейских языках в семантическом объёме слова «коммуникация» на первое место выходит значение процесса передачи, сношения, сообщение, опосредованного каким-либо приспособлением и способом. Говорят о транспортных коммуникациях, имея в виду пути сообщения по воздуху, воде, суше, о телекоммуникации с помощью телеграфа, телефона, радио или о массовых коммуникациях как систематическом распространении сообщений через печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись и т.д. Так или иначе, в теоретическом и обыденном сознании коммуникация предстаёт не-
18 Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций: учеб. пос. СПб.: СПбГЭТУ, 2001. С.12.
19 Основы теории коммуникации/ под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2005; Соколов A.B. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пос. СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 2002; Шарков Ф.И. Теория коммуникации (базовый курс): учебник. М.: РИП-Холдинг, 2005 и др.
21