Ви є тут

Потребление услуг в системе социального обслуживания лиц пожилого возраста

Автор: 
Романычев Илья Сергеевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
222
Артикул:
192371
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание.
Введение..........................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования потреблении услуг в системе социального обслуживания лиц пожилого возраста..........................................17
§1.1 Потребление услуг в системе социального обслуживания
населения.......................................................17
§ 1.2 Особенности социального обслуживания лиц пожилого
возраста........................................................39
§ 1.3 Специфика деятельности отделений дневного пребывания в оказании социальных услуг лицам пожилого возраста.............59
Глава 2. Факторы активности потребления оздоровительных и информационно-культурных услуг клиентами отделений дневного пребывания.............................................79
§ 2.1 Потребление медико-оздоровительных услуг..................79
§ 2.2 Потребление информационно-культурных и психологических
услуг...........................................................97
§ 2.3 Коммуникационное взаимодействие в процессе потребления услуг клиентами отделений дневного пребывания...........118
Глава 3. Потребление услуг лицами пожилого возраста в отделениях дневного пребывания: социологическая оценка удовлетворённости..............................................134
§3.1 Удовлетворение потребностей лиц пожилого возраста
в работе отделений дневного пребывания.........................134
§3.2 Аспекты удовлетворённости в потреблении конкретных
видов услуг....................................................151
§ 3.3 Развитие отделений дневного пребывания в контексте оценки клиентами их деятельности...............................171
Заключение.....................................................191
Список использованных источников и литературы...........200
Приложение....................................................211
3
Введение
Актуальность проблемы. В сфере социального обслуживания населения стоит проблема обеспечения более совершенного и научно обоснованного подхода к предоставлению социальных услуг. При оказании социальных услуг практически не учитывается иерархия потребностей современного человека, не затрагивается проблема значимости различных аспектов удовлетворённости услугами у разных категорий клиентов. Зреет необходимость обеспечения индивидуального подхода к потребителю социальных услуг. Для этого необходимо рассматривать группу клиентов как дифференцированную по различным социально-демографическим признакам.
Социальная услуга не рассматривается в своей многоаспсктности, поэтому эффективность оказания услуг рассчитывается без учёта значимости для конкретных групп клиентов того или иного аспекта (социально-коммуникативного, личностно-эмоционального, экономического, оздоровительного и др.)
В подавляющем большинстве научных трудов социальная услуга рассматривается с позиции её оказания, а не потребления. В первом случае в качестве субъекта выступает система социальных служб, а не индивид. Изучение клиента как субъекта потребления социальных услуг необходимо для обеспечения гибкости системы социального обслуживания, разработки инновационных моделей социального обслуживания, совершенствования существующей системы предоставления социальных услуг, использования более адекватных и точных методик расчёта эффективности оказания услуг.
Применение данного подхода особенно актуализируется в рамках системы социального обслуживания пожилых граждан, представляющих собой многочисленный и активный социальный слой. Демографическое старение населения, идущее в том числе и в России, не имеет тенденции к
21
своей деятельности научно разработанные технологии социальной работы, наконец, не последнее место должно отводится своеобразному духовному ресурсу, проявляющемуся в работе сотрудников и позволяющему строить работу на принципах гуманизма и права каждого человека на самореализацию.
В своей деятельности система социального обслуживания преследует общие и частные цели. Общие цели касаются изменения общего профиля социальной ситуации в современном обществе, обеспечения конструктивного взаимодействия различных социальных групп, коррекции неминуемых последствий развития рыночной экономики в нашей стране. Частные цели в основном рассматриваются на уровне различных групп населения и отдельных личностей. В отношении пожилых граждан это удовлетворение потребностей в надомном уходе, в преодолении одиночества, в целом - в повышении уровня социальной адаптации. В отношении инвалидов это проведение социальной реабилитации, социально-бытовое обслуживание, раскрытие внутреннего потенциала человека с ограниченными возможностями. В отношении дезадаптированных детей и подростков - обеспечение социальной безопасности ребёнка, предоставление ему возможностей выбора адекватного жизненного пути и саморазвития.
Социальное обслуживание основывается на принципах, призванных установить единые организационные и нравственные основы данного рода деятельности. Принцип адресности предусматривает рассмотрение трудной жизненной ситуации в контексте присущих только данному случаю особенностей, а равно и подбор особых средств для её преодоления. Принцип доступности указывает на предоставление возможности каждому индивиду рассчитывать на определённый минимум услуг без излишних административных барьеров и дискриминации по какому-либо признаку. Принцип доброволыюсти предполагает оказание услуги индивиду только при наличии желания её получить. Принцип гуманности предусматривает выбор таких средств достижения социальной адаптации индивида, при
22
использовании которых не будут ущемляться его достоинства и нарушаться его права. Принцип конфиденциальности располагает к соблюдению профессиональной тайны, ибо обнародованная информация о проблеме клиента может использоваться против него самого. Принцип профилактической направленности указывает на то, что в процессе оказания социальных услуг необходимо стремиться предупреждать дальнейшее усугубление социальной ситуации индивида или социальной группы. Наконец, принцип приоритетности предоставления услуг несовершеннолетним знаменует главную цель социального развития -обеспечение приемлемого будущего страны, где нынешние дети и подростки будут играть ведущие социальные роли во всех сферах жизнедеятельности.
Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб. Социальные службы определяются как предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица. Социальные службы могут быть государственные, муниципальные и негосударственные. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются: комплексные центры социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оказавшимся без попечения родителей, социальные приюты для детей и подростков, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи по телефону, центры (отделения) социальной помощи на дому, специальные дома для одиноких престарелых, стационарные учреждения социального обслуживания, геронтологические центры, иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.