Ви є тут

Трансформация системы этнонационального образования в поликультурном регионе: социологический анализ : на материалах Республики Татарстан

Автор: 
Андреева Алсу Радиковна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
304969
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ъ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................3
Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению образовательных практик в поли культурных обществах...................................20
1.1. Образовательные практики в поли культури ом регионе: основные понятия...............................................................21
1.2. Институт образования в контексте воспроизводства отношений равенства/ неравенства: методология исследования......................39
1.3. Нормативно-правовая концептуализация систем образования на родных
языках................................................................48
Глава И. Институционализация и результаты функционирования этнонациональных школ в постсоветской России..........................67
2.1. Противоречия и региональные особенности институционализации этнонациональной школы................................................68
2.2. Этнонациональная школа как институт выравнивания возможностей/фактор воспроизводства неравенства/инструмент
дивергенции...........................................................90
Глава III. Модернизация в системе образования поликультурного региона: новые стратегии развития.............................................137
3.1. Основные направления повышения эффективности системы
этнонационального образования........................................137
3.2. Применение маркетинговых стратегий в системе этнонационального
образования: ключевые принципы.......................................152
Заключение...........................................................177
Литература...........................................................184
Приложения...........................................................205
*9
3
ВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется необходимостью изучения трансформации системы общего образования в условиях модернизации и инновационного развития страны. Анализ функционирования системы образования приобретает критический характер в поликультурном регионе, в котором, кроме традиционных, образование имеет специфические функции, направленные на удовлетворение этнокультурных потребностей людей, является инструментом обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия.
Обеспечить удовлетворение такого запроса призвана целостная концепция поликультурного образования, получившая в конце XX века признание и большую популярность. Становлению и развитию концепции поликультурного образования предшествовали идеи, направленные на снижение расовых и межэтнических конфликтов. В наиболее общем виде поликультурное образование - это процесс, нацеленный на обеспечение доступности качественного образования этническим группам, предоставление им равных образовательных возможностей и институционализацию культурного плюрализма внутри образовательной системы1.
Важным институтом реализации задач в области поликультурного образования являются национальная (этнонациональная) школа и система национального (этнонационального) образования в целом. В этом контексте Россия, как и бывший Советский Союз, обладает богатейшим опытом создания национальных школ, реализации их общей концепции, разделения полномочий между уровнями управления и запуска регулирующих механизмов в целом.
'См.: Бессарабова И.С. Определения поликультурного образования // Фундаментальные исследования. -2007. - № 12-С. 479.
21
«
1.1. Образовательные практики в пол и культур ном регионе:
основные понятия
Вопросы изучения проблем образования в поликультурных обществах представляют собой противоречивую и дискуссионную область. В качестве одной из иллюстраций можно привести эмоциональное высказывание А. Каспржака, произнесенное в рамках приветственного слова на VII конференции «Тенденции развития образования» в 2010 году. А. Каспржак отметил: «Тема настоящей конференции «Проблемы образования в многоконфессиональном и поли культурном обществе» звучит для подавляющего большинства граждан сегодняшней России, как минимум вызывающе. Наши коллеги, услышав замысел, уклончиво опускали взгляд, и советовали нам отказаться от затеи, мотивируя, подкрепляя свою позицию народной мудростью: «Не тронь лихо, пока оно тихо». Не скрою, именно это нас насторожило. Мы же, как нам казалось, хотели поговорить о простых, но очень важных проблемах, к разрешению которых, не существует, как мне видится, никакой ясности»1.
Почему, казалось бы, простые вещи вызывают столь неожиданную реакцию? Проблемы образования с позиций стратегического планирования, формирования современных образовательных проектов, региональных механизмов управления и т.д., как показывает анализ СМИ, научных публикаций, защищенных диссертаций, относятся к числу наиболее публично представленных. Нет недостатка и в разработках педагогических технологий или методик по поликультурному образованию. Однако, в тех случаях, когда речь идет о выстраивании системы образования на основе признания культурных, этнических и конфессиональных различий, целях этой системы, ожидаемых результатах,
1 См.: Материалы VII конференции «Тенденции развития образования». - Режим доступа: Ьгф:/Луту.т55С5.ги/5аспсс/сопГсгспсе$/Цеп(1$/2010/казрггЬак-ореп-зрсесЬ.рс!^ свободный
22
обсуждения происходят либо в формате острых политических столкновений, либо тихих кабинетных договоренностей. С чем это связано?
Обратимся к анализу того, что представляет собой поликультурный регион, каковы его базовые характеристики, что означает поликультурность, каковы границы этого понятия?
В понимание сущности понятия «поликультурность» сегодня вкладывают разное содержание. В докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО в 1997 году было провозглашено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, а с другой - привить ему уважение к другим культурам. В документе подчеркнута двуединая задача: освоение
подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей1.
Данный контекст отражает педагогический подход в понимании поликультурности. Мировая педагогическая мысль разрабатывает общую стратегию поликультурного образования и воспитания личности, изучает конкретные механизмы и педагогические технологии, направленные на формирование поликультурной личности . Эти аспекты находят отражение и в формулировках тем диссертационных исследований в области педагогических наук3.
1 Садыкова Л. Поликультурное воспитание: принципы, функции, содержание, способы// Вестник Тисби. - Казань. - 2005 - №2. - Режим доступа: Ь«рУМ\у\у.115Ь1.ги/$с1епсеЛ'е$1п1к/2005/135ис2/1:ёи5.Ь1ш1, свободный.
2Буланкина Е. Педагогический контекст категории поликультурности и языкового плюрализма в современном отечественном образовании// Сибирский учитель. - 2004. - №2. - Режим доступа: http://www.sibuch.ru/article.php?no=265,свободный.
3Напримср: Колоколова И. Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащегося: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01, Ростов-на-Дону, 2001; Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-м и фантов в пол и культурном образовательном пространстве: Дис. докт.пед.наук: 13.00.01, Ростов-на-Дону, 2000; Миллер Л.С. Развитие гуманистического мировоззрения студентов в процессе поликультурного образования: Днс.канд. нед.наук: 13.00.01, Ставрополь, 2008.