Оглавление
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения предпринимательства............................................12
1.1. Теоретические подходы к определению понятий «предприниматель» и «предпринимательство»................ 12
1.2. Предпринимательство как новое социальное явление и основные этапы его возрождения в России..............40
Глава 2. Социальная характеристика предпринимателей малого бизнеса в Республике Бурятия.............................................64
2.1. Источники формирования и социальная характеристика предпринимательского слоя............................... 64
2.2. Мотивация деятельности, ценностные ориентации и образ жизни предпринимателей....................................83
2.3. Социальное самочувствие субъектов малого бизнеса...107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................... 134
ЛИТЕРАТУРА.................................................... 140
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.................................................. 158
ПРИЛОЖЕНИЕ 2................................................. 171
\
\
Введение
Актуальность темы исследования. В ходе преобразований, проводимых в последние годы в российском обществе, особое внимание привлекают процессы, связанные с переходом к рыночной экономике, в том числе и проблема развития предпринимательства и формирования соответствующего социального слоя, составную и весьма существенную часть которого представляют субъекты малого бизнеса.
Опыт мировой экономики свидетельствует, что предприниматели - это гот локомотив, который вытянул многие страны из экономического кризиса. Они способствуют всесторонней интенсификации производства, динамизму экономической системы, снижению социальной напряженности в обществе в переходный период. В индустриально развитых странах более половины внутреннего валового продукта производят малые и средние предприятия, удельный вес которых в общем количестве действующих субъектов превышает 90 %, они обеспечивают 60-70 % рабочих мест. Велика роль предпринимателей в формировании среднего слоя и в строительстве гражданского общества.
Предпринимательство как форма общественных отношений создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов, свойственных каждому индивиду. Именно с предпринимательской активностью связана проблема формирования экономического сознания и повышения деловой активности людей как одного из необходимых условий духовного возрождения нашего общества и выхода из кризиса. По мнению академика С.С. Шаталина, единственный ресурс, на который можно и нужно сделать ставку при переходе к рынку - это потенциал человеческой активности, основанный на стремлении людей собственными силами обеспечить себе нормальные условия жизни.
С каких бы позиций мы сегодня не подходили к происходящим в стране и в республике переменам, решающим фактором в них являются человек, его интеллектуальный облик, мастерство, способность к творчеству. Логика бытия
16
экономической сферой, несмотря на то, что именно в ней и зарождается. Оно соотносится со всеми видами человеческой деятельности, кроме тех, которые можно отнести не к социальным, а к экзистенциальным, “т.е. вне зависимости от области приложения смысл предпринимательства остается неизменным. Как предприниматель в сфере образования, так и
предприниматель в сфере здравоохранения по решаемым задачам, используемому инструментарию и встречающимся трудностям мало чем отличается от предпринимателя в коммерческо-производственной деятельности”.3
Таким образом, инновационность - особый инструмент
предпринимательства, а само предпринимательство как действие направлено на то, чтобы вдохнуть в имеющиеся ресурсы (экономические ресурсы, капитал, труд, управление и время, которые одинаковы для всех видов социальной деятельности) новые свойства с целью создания благ.
2. Предпринимательство трактуется как тип хозяйственной
деятельности, т.е. ограничивается экономический сферой. В понимании содержания этой деятельности у экономистов существуют определенные разногласия, рассмотренные нами при выделении особой экономической функции предпринимателя. Здесь ясно обнаруживаются две тенденции в определении предпринимателя:
а) как хозяйственного субъекта, осуществляющего сугубо репродуктивные функции комбинирования факторов производства с целью извлечения и максимизации дохода. Данное направление
зародилось в статистических системах классической и неоклассической экономических школ, представители которых описывали предпринимательскую функцию как часть экономического “мира”, смоделированного ими (Р. Кантильон, неоклассики Л.Вальрас, Дж. Кларк, А. Маршалл, и др.). Роль предпринимателя как утилизатора уже
3 Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. - М.. 1992. - С. 39.
имеющихся рыночных возможностей, координатора наличных ресурсов для удовлетворения спроса, представляется здесь достаточно пассивной. В современной интерпретации (например, у А. Хоскинга) “предприниматель” и “бизнесмен” выступают как синонимы;
б) как хозяйственного субъекта, осуществляющего инновации. Подчеркивается активный, инновационный характер предпринимателя, который в условиях рыночного несовершенства и неопределенности результатов экономического действия, создает новые рыночные возможности (осуществляет новые комбинации факторов производства), а не просто приспосабливается к рынку (М. Вебер, П. Друкер, В. Зомбарт, И. Кирциер, Л. Мизес, Дж. Тюнен, Ф. Хайек, Г. Шмоллер, Й. Шумпетер, Дж. Шэкль и др.).
Популярным остается и взгляд на предпринимателя как агента экономического роста, несущего бремя различных рисков в условиях неопределенного статуса (у Р. Кангильона, Л. Мизеса, Дж. С. Милля, Ф. Найта, Дж. Тюнена, и др.), что, впрочем, отнюдь не всегда считается существенной чертой предпринимателя (подтверждение тому - позиция Й. Шумпетера).
3. Предпринимательство рассматривается как “процесс создания чего-
то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий в результате денежный доход и моральное удовлетворение достигнутым” [207, С.26].
Процесс предпринимательства состоит из 4-х четко выраженных стадий:
- поиск новой идеи и ее оценка;
- составление бизнес-плана;
- поиск необходимых ресурсов;
- управление созданным предприятием.
Предприниматель здесь - человек, обслуживающий процесс. Особая точка зрения, разделяемая отечественными учеными, состоит во взгляде на
- Київ+380960830922