Ви є тут

Социологический анализ статусного поведения в туризме

Автор: 
Новгородцева Анастасия Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
300186
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения 14
статусного поведения
1.1. Социологическая концептуализация изучения 14
социального поведения
1.2. Статусное поведение в системе 43
социальной идентификации
Глава 2. Состояние и основные характеристики 67
стату сного поведения в туризме
2.1. 1 Іотребительское поведение в туризме как способ 67
утверждения статусных позиций индивида в обществе
2.2. Типология статусных поведенческих практик туристов 99
Заключение 125
Библиографический список использованной литературы 129
Приложения 149

Введение
Актуальность темы исследования. Социально-экономические изменения современного общества связаны с переходом к постиндустриальному обществу и к обществу потребления, что провоцирует изменения в его социальной структуре и ее статусной иерархии. На эго обращает внимание А.Б. Фенько, которая пишет: «На смену «профессии» как определяющей характеристике социального статуса пришло понятие «жизненный стиль», объединяющее тип труда, досуга, семейного положения, места жительства и уровня потребления. Работа свелась лишь к средству получения доходов - безличному и отчужденному, а большинство жизненных ценностей (спонтанность, интимность, творчество) оказались сосредоточенными вне ее - в кругу семьи, в сфере досуга (хобби, занятия спортом, организация отпуска)». Изменение доли и форм организации свободного времени в жизни человека и больших социальных групп изменили образ и стиль потребительского поведения, привели к смещению демонстрации статусных позиций в обществе из области работы и профессиональной деятельности в досуговую сферу.
Расширению потребления способствуют изменения в контексте качества жизни населения. В России повышаются прожиточный минимум, ставка минимальной заработной платы и т. д. Так постоянно расширяется и углубляется ассортимент предлагаемых услуг и товаров, создастся определенный образ потребительского поведения с учетом социальнозначимых характеристик каждой группы. Для того, чтобы иметь объективную возможность воспользоваться различными услугами и товарами, необходимо свободное время. Многими исследователями подчеркивается постоянный процесс увеличения свободного времени у современного человека.
Свободное время неравномерно, различные вариации его периодизации предполагают разные механизмы и стереотипы потребительского поведения.
Именно поэтому для дальнейшего анализа социального, поведения.
' необходимо, операционализировать базовое понятие «поведение», а: также определить его роль в сохранении стабильности и изменчивости общества/ •
Ш:' настоящее .время. актуализируется; .проблема;, выделения■ ' специфических- основанию категории «поведение». Несмотря на активную практику использованиям данного термина в; отечественной!- и* зарубежной научной.- литературе, однозначного- его понимания не существует. . Это связано; во-первых, с вопросами междисциплинарного! использования; понятия (психология, социология, экономика и< т. д.). Во-вторых, рассмотрение истории становления, и развитиям термина позволяет продемонстрировать дискуссионный- характер-понимания данного феномена, что подтверждается многообразиемтеоретических-, конструктов,. а> также; научными^ спорами; , вокруг :таких четырех категорий; как «поведение»,
. «деятельность», «практика», «действие».. ; • .
Обращение к толковому словарю В: Даля позволяет убедиться, что термин «поведение» выбран нами не случайно, так как он-представляет собой:
‘ номинацию' определенного набора символов,-, действий' и обозначает целостное- явление;, характеризующее* человека. Так; существительное «поведенье» происходит от глаголов «поваживать, повезти». К примеру: «как ■ себя поведешь, так. и прослывешь», «не повелось этого* до нас, и при нас не поведется»1. При этом подчеркивается,, что; это, с .одной,1 стороны, определяющая человека совокупность действий, а с другой — следование обычаям, заведенному порядку.. Иными словами; то,:.как человек ведет себя, обусловлено тем, какие возможности существуют в данном обществе, какие типы жизненных стратегий демонстрируются в нем. Б то же время поведение человека, позволяет определить его место в обществе через следование заведенному порядку.
1 Повсдсньс. поважать//Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. - М., 1999 - С. 244.
Предваряя краткий исторический обзор исследований поведения в философии, психологии, социологии, отметим, что с древнейших времен и до недавнего времени поведение рассматривалось как:
свидетельство происхождения, то есть поведение, позволяет идентифицировать людей; обладающих определенной культурой-преподнесения, себя и затративших время на выработку навыков ведения беседы, обучение хорошим манерам; поведение как идентификация-дохода и статуса человека (социологический и экономический подходы);
свидетельство воспитания, такта; поведение как идентификация уровня культуры, знания (педагогический подход);
свидетельство темперамента, характера, набора определенных эмоциональных реакций на окружающие явления; поведение как идентификация индивидуальных проявлений, биопсихологнческих факторов(психологический подход);
свидетельство уровня развития культуры общества; поведение как идентификация-общественного развития, цивилизации (антропологический и исторический подходы).
Практика анализа поступков людей позволила выстроить следующую систему исследовательских координат: от уровня анализа индивидуального поведения через групповой уровень, предполагающий включенность в социальную структуру, до уровнял коллективного и общественного поведения. Общее понимание термина «поведение» акцентирует внимание на проявленных в действии отношениях между человеком и обществом. Поведение базируется на четком восприятии человеком совокупности как функциональных, так и эмоциональных элементов отношений. Одним из типов таких отношений выступает включенность индивида в структуру статусов.
Следование логике исторического развития наук о поведении позволяет зафиксировать тенденцию перехода от представлений о едином поведении, когда под ним понимается следование образцу, одобряемому
16