СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ...........................................3
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА УЧЕНЫХ- СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ......................................16
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ УЧЕНЫХ-СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК...........39
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ И МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНЫХ-СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 64
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНЫХ -СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК.................................104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................139
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................149
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АНКЕТА.............................169
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СВОДНЫЕ ТАБЛИЦЫ
192
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Глубокий кризис, охвативший постсоветские страны в результате демонтажа прежней социально-экономической системы, не обошел своими разрушительными последствиями и сферу российской науки и техники. Всевозможные меры по стабилизации экономики, разнообразные политические и социально-экономические преобразования оттеснили проблемы научно-технического прогресса на второй план. В результате наука поставлена на грань выживания. В особенно тяжелом положении оказались технические науки, практически лишившиеся всех источников финансирования. И хотя за последнее десятилетие организационная структура технических наук подверглась существенному преобразованию и сокращению, сообщество ученых -специалистов в области технических наук - продолжает оставаться самым многочисленным.. Так, в 2000 г. при общей численности исследователей в России 420 тыс. человек, занятые в технических науках составили 64,55%*.
Отсутствие финансирования не единственная и, пожалуй, не главная проблема технических наук. Главная проблема - постоянно складывающийся в общественном сознании негативный образ науки и техники, «образ врага», спектр возможностей которого простирается от чернобыльской катастрофы до проблем государственного регулирования рыночной экономики. В отношении общества к науке появились новые тенденции, подающиеся в СМИ как признаки функционального кризиса науки2. При сохранении главной функции науки -производство нового знания, существенно ослабла мировоззренческая ее функция, в свое время перехваченная ею у религии. Окончание «холодной войны» ослабило другую ее функцию - поддержание оборонной мощи страны. Ожидалось, что на смену этим функциям придут иные, выполняемые наукой в циви-
1 См.: Российский статистический ежегодник 2000 // Госкомстат России. - М., 2001.-С.509..
2 Юревич A.B., Цапенко И.В. Функциональный кризис науки. // Вопросы философии.- 1998.- №1.- С. 17-29.
сти исследовательской деятельности в технических науках. На ряд таких особенностей обращает внимание Ю.С. Мелещенко7.
Во-первых, продукт научной деятельности - техническое знание - должен обеспечить учет целого ряда социально-технических показателей. Речь идет об экономических, психологических, эстетических, хозяйственно-политических и других требованиях, которые так или иначе реализуются при создании техники. Пути и средства выполнения этих требований указываются техническими науками, которые имеют в данном смысле интегрирующий характер.
Во-вторых, одновременно с интегрирующим характером технических наук их методологии свойственна и противоположная тенденция. Исследования в технических науках обычно привязаны к решению конкретных задач, обслуживают процесс разработки определенного класса социально - технических систем или технологических процессов. Отсюда необходимость учитывать конкретные условия, требования, социальные заказы. Поэтому особенность технических наук состоит в том, что в них большая роль принадлежит конкретизации и специализации.
В-третьих, методы технических наук не только призваны интегрировать и конкретизировать определенные требования. Важнейшей задачей является согласование, достижение своеобразного компромисса этих требований, обеспечивающего оптимизацию технических решений. Решение задач такого рода зависит от имеющегося уровня познания, технического и производственного развития, от реальных общественных потребностей и условий.
В-четвертых, практическая направленность технических наук приводит к тому, что в них преобладает такой аппарат и такие теории, которые служат именно этой цели. В технических науках ценно не любое познание, а только такое, которое приводит к конкретному практическому результату. Отсюда большая роль количественных характеристик, математического описания процессов, разработка и развитие специальных теорий, допускающих упрощение и удобство использования естественнонаучных знаний на практике.
7 См.: Мелещенко Ю.С. Техника и закономерности ее развития. - Л., 1970. - С.93.
20
удобство использования естественнонаучных знаний на практике.
Приведенные выше рассуждения относительно объекта, предмета, типов и особенностей научно- исследовательской деятельности в технических науках справедливы как для классических, так и неклассических технических дисциплин. Однако неклассические технические дисциплины имеют определенную специфику. Классическими называют технические дисциплины, возникшие, как правило, на базе одной естественнонаучной дисциплины (например, электротехника формируется на базе теории электричества). В отличие от них неклассические или комплексные технические дисциплины (например, теоретическая радиолокация, информатика) складываются на базе нескольких естественнонаучных дисциплин. Они состоят из разнородных предметных и теоретических частей, используют системные модели объектов, включают описание средств и языков, используемых в исследовании, проектировании и инженерных разработках. Комплексные технические дисциплины отличаются и по объектам исследования. Кроме обычных технических устройств они изучают по меньшей мере три типа объектов: системы человек-машина (компьютеры, системы управления), сложные техносистемы (инженерные сооружения в городе, самолеты и технические системы их обслуживания) и такие объекты, как технология или техносфера в целом8.
Таким образом, технические науки имеют свой объект, предмет, своеобразные методы научно- исследовательской деятельности, отличные от естественнонаучных и гуманитарных наук, обуславливающие особенности занятого ей научного сообщества ученых- специалистов как социально- профессиональной группы.
Наряду с деятельностным, существует также институциональный подход к анализу проблем науки и формирования ее научного сообщества. Его пионе-
8 См.: Розин В.М. Технические науки // Новая философская энциклопедия: В 4-х т., Т.4 / Науч. ред. Ковалева Н.В. и др. - М.: Мысль, 2001. - С.63-64; Горохов В.Г. Методологический анализ... Указ. соч. - С.66-80.
21
- Київ+380960830922