2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ....................................................19
1.1. «От общества идеалов» к «обществу потребления»: социально-политическое пространство в контексте современной трансформации общества..................................................19
1.2. Символические аспекты социально-политических взглядов молодых
..........................................................42
1.3 Учащаяся молодежь как субъект социально-политического поля ....54
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В НАЧАЛЕ 1990-Х ГГ......................82
2.1. Политический плюрализм 1990-х гг. как поле трансформации ценностей учащейся молодежи...............................82
2.2. Особенности восприятия и оценки политических и социальных событий переходного периода молодежью (1985 — 1990 гг.).1277
2.3. Общественно-политические организации и политические идеалы молодежи 1990-х гг......................................1433
ГЛАВА 3. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛЯ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ КОНЦА 1990-Х ГГ. - НАЧАЛА ПЕРВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ 2000-Х ГГ.....................................1555
3.1. «Человек экономический» как доминирующий субъект социально-политического поля России рубежа ХХ-ХХ1 вв..............1555
3.2. Молодежь, предпринимательство и политика -
взаимопроникновение аксиологических категорий...........1877
3.3. Роль субкультур в становлении поля социально-политической ориентации молодежи рубежа ХХ-ХХ1 вв.....................202
ГЛАВА 4. МОНИТОРИНГ И АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ' МОЛОДЕЖИ НАЧАЛА
XXI ВЕКА..................................................2166
4.1. Молодежная политика государства и формирование политической
идентичности нового поколения...........................2166
4.2 Роль виртуального пространства в развитии социально-политического поля (анализ социологического опроса молодежи г. Москвы, проведенного на Интернет-порталах в 2008 г.)............2311
4.3. Молодежные движения как управляемое поле социально-политических ориентаций молодежи........................2788
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................301
БИБЛИОГРАФИЯ'.............................................3144
3
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования
В современном мире любая форма общественной жизни (политика, экономика, культура, наука и т. д.) тесно связана с индивидуальным контекстом развития личности. Социология как область реализации интересов и ценностей индивидов - есть прямое обращение человека к другим людям. В этой связи анализ изменений, происходящих в ценностных ориентациях отдельных социальных групп, позволяет глубже понять особенности трансформаций, происходящих в обществе в целом, определить место современных социально-политических событий в историческом процессе страны, спрогнозировать сценарии трансформации социально-политических сил на основании проведенного исследования.
Молодежь - это наиболее мобильная часть российского общества, с которой связаны перспективы дальнейшего развития страны на ближайшие десятилетия. Политический акцент 2009 года, объявленного правительством нашей страны Годом молодежи, делает настоящее диссертационное исследование еще более актуальным. Составляя примерно четвертую часть населения страны, молодежь должна играть большую роль в социальных переменах, в осуществлении- курса реформ. Реализация интересов и удовлетворение потребностей молодежи во многом зависит от изучения ее. ценностных ориентаций, под которыми мы понимаем отражение в сознании человека ценностей, признаваемых или в качестве стратегических жизненных целей, или общих мировоззренческих ориентиров. Понимание механизмов формирования, трансформации социально-политических ориентаций молодежи позволит разработать и реализовать в* стране эффективную молодежную политику, учитывающую как мировые, так и национальные тенденции общественного развития, в том числе и стратегические ориентиры субъектов Российской Федерации. Одновременно появится возможность активизировать роль социальных институтов,
34
этого Шиэю — это итог неоднозначного процесса, в котором государство обеспечило стабильное пространство, где социально-политическая игра, ее формы и методы не теряли своей актуальности.
По более глубокое единство социально-политического поля связано с тем фактом, что агенты участвуют в игре, признавая ее правила, подменяя ее условность реальностью переживаемых ощущений от выигрыша/проигрыша. На наш взгляд, правила, конструирующие пространство социума, трансформируются под воздействием общественных установок, поколенческих и индивидуальных
Подробнее данное положение будет рассмотрено в исследовании на примере такой группы, как молодежь.
Поскольку эмпирическая база данного диссертационного исследования
I
связана с социально-политическим полем норм мегаполиса как вариацией абстрактного «поля», то проанализируем его подробнее.
' В целом, можно выделить общие и специфические черты социально-политического пространства мегаполиса. К общим чертам мы относим:
• социально-политическое поле мегаполиса - это результат взаимодействия
«
агентов в процессе освоения ими географического пространства; это вторичная структура, сформированная на основе первичного процесса познания и освоения физически реального поля;
• социально-политическое поле мегаполиса многомерно: агенты располагаются в системе координат по социальным позициям, имеющим вертикальный и горизонтальный параметры; при этом точки пересечения этих параметров образуют групповые поля, страты, усложняя, таким образом, всю структуру социально-политического поля мегаполиса;
• агенты в социально-политическом поле мегаполиса находятся в постоянном движении: изменяется их физическое состояние, меняются социальные и политические позиции;
«Восток». - № 11 (23). - Ноябрь, 2004.
35
• сущность социально-политического поля мегаполиса, его специфика зафиксирована в сознании его агентов;
• социально-политическое поле мегаполиса структурируется из социально-политических полей разного уровня: от домохозяйств до политических организаций и движений.
Специфические черты социально-политического поля московского мегаполиса заключаются в следующем:
• социально-политическое поле мегаполиса - это часть предметнофизического мира и социокультурный среды, созданной социальными агентами в процессе преобразования окружающего мира;
• социально-политическое поле мегаполиса как социальная реальность устойчиво к воздействию последующими поколениями (молодежью), не участвовавшими в его конструировании;
• нацеленность на выполнение столичных функций;
• социально-политическое поле мегаполиса способно активно изменяться под влиянием следующих причин:
1) социально-политической деятельности и социально-политических процессов, происходящих в данном поле;
2) общих социально-политических изменений в обществе;
3) культивируемых стилей жизни различных групп агентов;
4) системы социально-политических норм и ценностей, символов, знаков;
5) мифологизации социально-политических установок посредством СМИ и прочих информационных технологий;
• социально-политическое поле мегаполиса особенно активно порождает кодовые места как слияние географической точки и статусного состояния: за определенными местами мегаполиса закреплены состояния отдыха (клуб, ресторан, магазин), занятости (офис коммерческой фирмы, вуз), политической активности (офис политической партии, площадь) и т.д.
- Київ+380960830922