Ви є тут

Социологический анализ процесса диверсификации средств массовой коммуникации : на примере коммерческого радиовещания г. Санкт-Петербурга

Автор: 
Сычев Александр Дмитриевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
278552
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...............................................................4
Глава 1* Массовая коммуникация как взаимодействие СМК и аудитории: эволюция системных представлений......................................15
1.1. Массовая коммуникация как система: основные характеристики 15
1.2. Линейная модель взаимодействия СМК и аудитории: массовая коммуникация как простая система..............................35
1.3. Интерактивная модель взаимодействия СМК и аудитории: массовая коммуникация как саморегулирующаяся система...................46
Глава 2. Диверсификация средств массовой коммуникации как признак
самоорганизующейся системы массовой коммуникации......................60
2.1. Диверсификация СМК как форма проявления структурного сопряжения системы массовой коммуникации с окружающей средой.60
2.2. Технологический фактор диверсификации средств массовой коммуникации..................................................70
2.3. Социокультурный фактор диверсификации средств массовой коммуникации..................................................80
2.4. Экономический фактор диверсификации средств массовой коммуникации..................................................88
2.5. Политический фактор диверсификации средств массовой коммуникации.................................................100
Глава 3. Особенности и основные направления диверсификации
российского коммерческого радиовещания...............................109
3.1. Основные этапы развития российского коммерческого радиовещания как этапы диверсификации.....................................110
3.2. Диверсификация содержания российского коммерческого радиовещания (на основе создания социокультурных портретов радиостанций г. Санкт-Петербурга)............................124
3.3. Основные тенденции развития российского коммерческого радиовещания в современных условиях (на основе эмпирического
исследования)...................................................157
Заключение..........................................................176
Литература и использованные источники...............................180
Приложения..........................................................200
20
процесса передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия [149, с. 14].
Во-вторых, коммуникация интерпретируется как акт общения и передачи информации. В таком ключе построено определение В.П. Конецкой: «Коммуникация - социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общества по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.)» [61, с. 9].
В-третьих, под коммуникацией понимают передачу и массовый обмен информацией с целью оказания определенного воздействия. В частности, Т.В. Науменко рассматривает коммуникацию как «информационное воздействие субъекта коммуникации на объект, преследующий цели, заданные субъектом» [93, с. 44].
В основе четвертой трактовки лежит представление о коммуникации как форме социального взаимодействия. И.П. Яковлеву близко понимание коммуникации как информационного взаимодействия между людьми посредством знаков [155, с. 10]. Д.П. Гавра определяет коммуникацию как взаимодействие социальных субъектов, сущность которого состоит в движении от одного субъекта к другому информации, имеющей для него смысл [37, с. 13]. Ф.И. Шарков в качестве одного из значений понятия выделяет передачу информации от человека (группы) к человеку (группе) и специфическую форму их взаимодействия в процессе жизнедеятельности с помощью языка и сигнальных форм связи [149, с. 5].
Особое использование понятие коммуникация продемонстрировано в концепции социальной системы Н. Лумана. Коммуникация рассматривается социологом как трехступенчатый селективный самореферируемый процесс. В системах и между системами этот процесс представляет собой синтез трех селекций (частей) - информации, сообщения и понимания. В.Л. Шнейдер отмечает, что коммуникация определяется Н. Луманом как совокупность (синтез) информации, заключающегося в ней сообщения, понимания
21
сообщения второй (или любой последующей) коммуницирующей системой [72, С. 128-129]. Сам Н. Луман уточняет, что коммуникация являет собой определенный тип наблюдения за миром, руководствующийся специфическим различением информации и сообщения, и подчеркивает, что коммуникация не является «трансляцией» смысла [73, с. 75].
Как видим, множественность трактовок феномена коммуникации действительно обусловлена тем, что его изучение зародилось и развивалось в целом ряде научных дисциплин, каждая из которых по-своему понимает предметную специфику коммуникации. Среди наиболее представительных традиций изучения социальной коммуникации, связанных с предметными областями различных наук и коммуникативных практик, можно выделить следующие: кибернетическую, семиотическую, феноменологическую,
критическую, социопсихологическую, социокультурную, риторическую [см. 65, С. 86-110]. При этом каждый из этих подходов обладает особым эвристическим потенциалом в исследовании различных форм социальной коммуникации.
Для того чтобы упорядочить различные подходы к пониманию коммуникации, В.В. Василькова в рамках социологии коммуникации выделяет три этапа в эволюции представлений о социальной коммуникации на основе эволюции принципов рациональности [34, с. 18-19].
Социальная коммуникация в рамках классической парадигмы понимается как однолинейный процесс передачи информации (сигнала) от источника к реципиенту. Коммуникатор-источник является инициатором и лидером коммуникации (субъектом, воздействующим на объект), он выбирает код и канал при передаче сообщения, определяет степень эффективности коммуникации. В теории коммуникации данный процесс представлен информационной трактовкой.
Социальная коммуникация в рамках неклассической парадигмы трактуется как результат взаимодействия субъектов, т.е. как интеракция. К неклассической парадигме в коммуникативистике относятся феноменологический,