Ви є тут

Формирование социального государства в Российской Федерации

Автор: 
Кладов, Александр Юрьевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2005
Артикул:
192560
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ........................................... 3
ГЛАВА I. Сущность и принципы социального государства 14
§ 1. Государство как социально политический
институт........................................... 14
§ 2. Предпосылки формирования социального
государства в России................................................... 29
ГЛАВА П. Функции и модели социального государства......................................... 47
§ 1. Функции социального государства........... 47
§ 2. Модели социального государства. Российская модель социального государства...................... 63
ГЛАВА III. Социальное государство: от декларации к воплощению.......................................... 82
§ 1. На пути к социальному государству........ 82
§ 2. Социальная политика социального государства......................................... 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................... 121
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................... 131
ГЛОССАРИЙ.......................................... 149
ПРИЛОЖЕНИЯ № 1, № 2, № 3.......................... 1-15
ВВЕДЕНИЕ
I. Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Последние годы были периодом сложного и противоречивого развития России с большими социальными издержками. Несмотря на взаимосвязь и взаимообусловленность
экономической и социальной политики, последняя осуществлялась по остаточному принципу. Теперь, по мере укрепления экономики,
постепенно складываются условия и предпосылки для целенаправленной деятельности по реализации целей и задач социального государства. Вот почему «... для того, чтобы страна была богатой и сильной, надо все сделать для нормальной жизни каждого человека, человека, создающего качественные товары и услуги, создающего культурное достояние
державы»1.
Положение о социальном государстве получило, как известно, закрепление в статье 7 Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года. «Российская Федерация, - записано в Основном Законе страны, - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»2. С этого времени проблематика социального государства начала постепенно входить в научный и
политический оборот.
Актуальность рассматриваемой проблематике придает то, что теория социального государства в нашей стране долгие годы практически не разрабатывалась, - советское государство априори считалось вершиной справедливого государственного устройства, не требующего какого-то особого научного обоснования, - но и то обстоятельство, что само формирование основ такого государства ныне протекает в условиях крайне противоречивого и не всегда удачного реформирования российской
' См.: Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года. Источник: ИЦр: //www.prcsident.krcmlin.ru.
2 Конституция Российской Федерации. - М., 1993. Статья 7.
17
характеризоваться и как социально-нормативные, и как социальноорганизованные.
Правда, названные подходы создают некоторые трудности теоретического плана. В единый класс попадают явления весьма различные по своей природе. С одной стороны, чисто духовные образования (нормы, ценности, установки общественного характера), с другой - организованные объединения людей. Однако рассмотрение социальных организаций в качестве социальных институтов, очевидно, более соответствует жизненным реалиям. Дело в том, что различные социальные институты соотносятся с различными сферами общественной жизни - экономической, социальной (в узком смысле), политической и духовной. Так, производственные организации или банки выступают социально-организованными институтами экономической сферы, а политические партии - политической. Что касается многочисленных разновидностей добровольных ассоциаций, смыслом деятельности которых является осуществление социальной защиты тех или иных категорий членов общества, они, думается, должны быть отнесены к институтам социальной сферы общественной жизни. Это обусловлено тем, что проблема социальной защиты относится к области социального взаимодействия между обществом или отдельной его структурой (например, коллективом и личностью, которая выступает объектом социальной защиты).
Необходимо особо подчеркнуть, что каждый социальный институт:
имеет свое специфическое общественное предназначение и востребованность;
выполняет свою, присущую и характерную только ему социальную или иную функцию; имеет свои, присущие ему цели и задачи деятельности; для достижения своих целей использует, как правило, присущие только ему методы деятельности;
18
находится в объективно неизбежной и целесообразной взаимосвязи, взаимодействии с другими социальными институтами общества.
Именно такой подход к категории «социального института» и применение его к государству дает возможность раскрыть его важнейшую сторону общественного назначения и функций - регулирование социально-политических и социально-правовых отношений и организацию определенной социальной общности. Именно социальные институты организуют человеческие отношения, обеспечивают их упорядоченность и устойчивость.
Существуют следующие типы социальных институтов:
1) институты, функционирующие в сфере производственной деятельности;
2) институты, функционирующие непосредственно в социальной сфере (термин «социальные»; в данном случае используется в узком значении);
3) политические институты;
4) институты сферы духовной жизни общества.
Государство в своей институциональной сущности оказывается в двух сферах общественной жизни - в социальной и политической. Поэтому оно может квалифицироваться как социально-политический институт.
Однако деятельность государства направлена на всемерное укрепление законности и правопорядка. Следовательно, государство может квалифицироваться и как социально-правовой институт.
Сам термин «государство» впервые применил Н.Макиавелли, пытавшийся создать законченное учение о государстве.
Государство, как отмечалось, является социально-политическим и правовым институтом организации жизни людей, удовлетворяющим общественные потребности, сферой общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которого лежит частные интерес), а