ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................... 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕЧАТНЫХ СМИ В РОССИИ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛИЗАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ 16
1.1. Взаимодействие печатных СМИ и субъектов массового сознания как объект социологического знания........ 16
1.2. Концептуальные положения развития печатных СМИ как фактора социализации массового сознания российского общества в условиях информатизации в контексте социально-синергетической парадигмы...... 35
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ МАССОВОЙ АУДИТОРИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ.......................................... 61
2.1. Анализ современного зарубежного опыта формирования сознания массовой аудитории в условиях информатизации.................................... 61
2.2. Сравнительный анализ основных направлений деятельности печатных СМИ как субъектов организации и самоорганизации современного информационного пространства в России............................. 86
2.3. Приоритетные тенденции развития связей печатных СМИ РФ с массовой аудиторией в трансформируемом российском обществе в условиях информатизации.. 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................. 141
ЛИТЕРАТУРА................................................. 147
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................. 161
2
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Современная фаза развития человеческой цивилизации, называемая постиндустриальным обществом, отмечена все более развивающимся феноменом планетарного масштаба -социализацией массового сознания. О сущности этого нового явления в жизни человечества развертываются дискуссии в научной среде и в массовом публичном общении. Чаще всего появление данного феномена связывают с формированием общемирового информационного пространства, необычайно расширившего сферу и характер межличностного, группового и массового общения людей. Однако представляется, что нарастание социализационных процессов в мире обусловлено и рядом других, не менее важных факторов. Мировая цивилизация на пороге нового тысячелетия оказалась в состоянии системного кризиса, смены духовных и социальных ценностей, крушения социальных стереотипов в силу ускорения динамики глобализации и ее инструмента - информатизации - всех сфер жизнедеятельности мирового сообщества.
На состоявшейся в конце минувшего столетия Конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) лидеры 179 государств пришли к заключению о несостоятельности западной модели «общества потребления», ведущего человечество к экономической и экологической катастрофе планетарных масштабов. В итоге была избрана общепризнанная стратегия устойчивого развития1. Сущность этой доктрины предполагает гармоничную коэволюцию Человека и Природы в рамках целостного и единого социума, где каждый человек по праву рождения может претендовать на справедливое распределение общественных благ и достойное качество жизни. Эта стратегия в
1 Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитою (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 год). Информационный обзор. Новосибирск, 1993.
3
побуждение «управляемой подсистемы» (аудитории «средств массовой информации и пропаганды») с помощью «управляющей подсистемы» (редакции) к определенным социальным действиям в соответствии с определенными партийными установками23.
В отношении исследования проблемы диалектического единства феноменов печатных СМИ и массового сознания в условиях информатизации общества в рамках современных отечественных научных представлений автор отмечает преобладание следующих тенденций:
повышенное внимание уделяется зачастую не печатным СМИ как важнейшему и самодостаточному элементу современной системы массовых коммуникаций, а, скорее, ее преемникам, развивающимся вследствие достижений информационно-коммуникационной революции (в виде сетевых СМИ, Интернет-СМИ, он-лайновых СМИ);
- если внимание все же уделяется проблеме влияния современных печатных СМИ на те или иные стороны общественной жизни, то в основном оно характерно для представителей медиа-сообщества (профессионалов в области журналистики), что не позволяет избежать в соответствующих исследованиях элементов субъективизма и конъюнктурности;
- преобладающим в авторских научных концепциях является идеологизированный подход к исследованию влияния печатных СМИ на сознание общества в связи с ростом в реальной практике не полноправного социального, а лишь политического участия граждан, что отвечает в конечном итоге не потребностям самих граждан, а, скорее тех, кто стоит за коммуникационными каналами распространения информации;
- с точки зрения реализации механизмов воздействия печатных СМИ, осознанно или неосознанно используется кибернетический подход, согласно которому печатные СМИ рассматриваются преимущественно как объект государственной политики (регулирования), оставаясь при этом в
23 См.: Буданцев ЮЛ. Социологические образы. - М., 1997.
22
содержательном плане информационно-пропагандистским продуктом, или же вследствие абсолютно неуправляемого характера участия в области СМИ «частных» интересов представляют собой рекламный продукт, а в целом -массово-культурный в самом негативном его проявлении.
По мнению автора, основной причиной проявления подобного рода тенденций в отечественной теории и практике изучения массовоинформационных процессов является отсутствие той методологической платформы, которая соответствовала бы реальному влиянию печатных СМИ на состояние, динамику и тенденции развития общественного сознания представителей российского социума под влиянием института печати в условиях информатизации. В связи с этим автор обращается к изучению системы взаимодействия СМИ и массового сознания в современных условиях, с точки зрения двух основных социально-синергетических аспектов.
Во-первых, с точки зрения фундаментальных идей, в работе процесс информатизации рассматривается в контексте тех трансформаций, которые характеризуют сознание российского общества при переходе от авторитарных к демократическим тенденциям общественной жизни, в том числе под влиянием печатных СМИ. В этом смысле социально-синергетические идеи тесно увязаны с идеей формирования гражданского общества и факторов его самоорганизации на уровне взаимодействия печатных СМИ и общественных структур. Речь идет возможности информационального социума (по М. Кастельсу) посредством СМИ, особенно в связи со стремительным ростом новых информационных технологий, оказывать влияние на развитие различных общественных институтов, в том числе и самих СМИ как социального института
Во-вторых, принципиальным моментом изучения социальносинергетических аспектов является методологический аспект, выраженный в необходимости разработки основных концептуальных положений в исследуемой области и технологий их реализации. Данный момент представляется автору особенно важным в условиях методологического «вакуума» в рамках социологического изучения средств массовой информации
23
- Київ+380960830922