Ви є тут

Особенности воспроизводства образовательного потенциала рабочих в современном российском обществе: социологический анализ

Автор: 
Макарова Марина Николаевна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
336
Артикул:
192073
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..............................................................................3
Глава 1. Воспроизводство образовательного потенциала как компонент
социального воспроизводства..........................................................25
1.1. Специфика процессов социального воспроизводства в современную
эпоху и типы субьектности............................................................25
1.2. Образовательный потенциал: основные характеристики............................. 55
1.3. Типы воспроизводства образовательного потенциала................................75
Глава 2. Рабочие в условиях общемировых и российских трансформационных процессов............................................................................98
2.1. Трансформация классовых и социально-групповых характеристик рабочих
в современном обществе...............................................................98
2.2. Социально-экономический статус рабочих в современной России.................................................................................122
Глава 3. Образовательный потенциал рабочих: специфика и проблемы регионального восп рои тодсгва......................................................148
3.1. Тенденции реализации трудового и образовательного потенциала рабочих: региональные особенности............................................................148
3.2. Перспективы региональной кадровой политики и направления
модернизации профессиональной подготовки рабочих.................................................................................................180
3.3. Стратегии воспроизводства рабочих как отражение их [рудовых
и образовательных ориентаций.....................................................................................................................212
Глава 4. Траектории воспроизводства образовательного потенциала
рабочих в современной России.....................................................................................................................234
4.1 .Трансформация профессиональной подготовки рабочих как результат и условие экономического развития...................................................234
4.2. Взаимосвязь типов воспроизводства образовательного потенциала
российских рабочих...............................................................................................................................254
4.3. Режимы воспроизводства образовательного потенциала рабочих в аспекте
регионализации.....................................................................282
Заключение.......................................................................................................................................303
Библиографический список.........................................................................................................................312
Приложение.........................................................................331
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Трансформационные процессы, происходящие в современном обществе, связанные с изменением характера трудовых процессов и социальной структуры, обусловливают формирование новых моделей воспроизводства социальных групп. В ситуации, когда основой общественного развития страны является построение экономики, основанной на знаниях, усиливаются требования к профессиональной подготовке кадров, происходит модернизация национальных образовательных систем. При этом существенно меняются отношения общества и образования, при которых последнее становится основным фактором социально-экономического развития.
Изменения в социально-экономической структуре, связанные с перераспределением статуса различных отраслей, видов деятельности, трансформацией социально-трудовых процессов, отражаются на положении всех профессиональных групп. Особенно существенное влияние указанные трансформации оказали на рабочих, которые постепенно утрачивают свои социально-экономические и политические позиции, характерные для индустриального общества. Глобализационные тенденции приводят к постепенной маргинализации этой профессиональной группы, размыванию ее классовых и социально-групповых признаков, вследствие чего в научной литературе ведутся дискуссии о возможности прекращения ее существования в социальной структуре. Существуют и противоположные точки зрения, указывающие на пролетаризацию большинства работников наемного труда, вследствие чего «рабочий класс» может расшириться до «класса наемных работников». Многообразие макросоциальных, коллективных и индивидуальных стратегий социального воспроизводства обусловливают процессы деконструкции трудовых отношений и формирования принципиально новых подходов к системе профессиональной подготовки рабочих, направленных на усиление ответственности, фундаментализацию и развитие интеллектуальных навыков, необходимых для ориентации в современных технологических процессах.
32
Осмысление многосубъектносги социального воспроизводства и поиск взаимосвязи между его объективными и субъективными факторами можно обнаружить в концепциях Э. Гидденса и П. Бурдье.
Исходным пунктом концепции Э. Гидденса являются социальные практики, которые «не порождаются социальными акторами, а постоянно ими воспроизводятся с помощью тех самых средств, которые помогают им выражать себя как акторов»1. Именно посредством практик становится возможной социальная структура, создающаяся и воспроизводящаяся и в процессе повседневной деятельности социальных субъектов (акторов). Система в его понимании складывается из «воспроизводимых взаимообношений субъектов». В качестве субъектов могут выступать индивиды или коллективы, чья деятельность организована посредством регулярных социальных практик2. Набор этих практик и представляет собой безличную структуру, организующую поведение индивидов и проявляющуюся в их социальной памяти. «Дуальность» структуры у Гидденса понимается как неразрывная связь структуры и системы, проявляющаяся в том, что социальная структура не может существовать вне деятельности индивидов, которые ее постоянно воспроизводят. «Субъектов деятельности и структуры нельзя рассматривать как две независимые друг от друга категории; таким образом, речь идет не о дуализме, а о дуальности (или двуединстве)»'1. Для обозначения способов воспроизводства структурных компонентов систем посредством социальных практик субъектов он использует понятие «структурация». Теория структурации представляет собой концептуальную схему, позволяющую, по мнению Гидденса, понять, каким образом социальные акторы в одно и те же время являются и создателями социальных систем, и продуктами этих систем.
Основным механизмом воспроизводства является «кругооборот» структуры и системы, включающих два взаимообусл о вливающих компонента: «структуральные принуждения», г.е. ограничения деятельности субъекта, обусловленные заранее заданными условиями деятельности, и действия акторов,
1 Цит. по: Ритцер Д. Современные социологические теории. СПб., 2003. С.448. 'Тидденс Э. Устроение общества М., 2003. С. 69 * Там же. с. 70.
33
которые не являются «изоморфными» структуре, как в функционалистских концепциях, но, в свою очередь, сами выступаютусловиями сс воспроизводства.
Однако, несмотря на развернутую концепцию социального воспроизводства, основные положения теории Э. Гидденса носят достаточно обобщенный и абстрактный характер. Кроме того, рассмотрение процесса воспроизводства как кругооборота не учитывает сложность и многоаспектность факторов, влияющие на современные социальные процессы, при которых отслеживание всех условий, влияющих на формирование институциональных структур и механизмы «перевода» субъективных действий и социальных дискурсов в объективные структуры является практически невыполнимым. Следуя за утверждением Гидденса о трансформационном характере современного воспроизводства, необходимо сделать акцент на многообразных способах воспроизводства, понимаемых одновременно как механизмы трансформации общественных процессов.
Попыткой связать индивидуальное и надындивидуальное в социальном воспроизводстве является социологическая концепция П. Бурдье. Для того, чтобы показать диалектическую взаимосвязь устойчивых социальных структур, форм деятельности с реальной человеческой практикой, Бурдье использовал понятие «габитуса» в качестве своего рода принципа, организующего человеческую деятельность в социальной среде и ориентирующего ее на всеобщие цели, но не предполагающего осознанную направленность на них. «Объективно «следующие правилам» и «упорядоченные», они [габитусы] в то же время ни в коей мере не являются продуктом подчинения правилам и, следовательно, будучи коллективно оркестрованными, не являются продуктом организующего действия дирижера оркестра»1.
Бурдье настаивает на преодолении жесткой оппозиции между объективизмом и субъективизмом в социологии. Его концепция воспроизводства основывается на том, что существуют объективные структуры, «независимые от сознания или воли агентов, способные направлять или подавлять их практики
1 Там же.