Ви є тут

Гендерная специфика добрачного поведения студенческой молодежи : На примере Республики Мордовия

Автор: 
Новикова Елена Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276390
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3
1 Теоретико-методологические подходы к изучению
гендерной специфики добрачного поведения студенческой молодежи 14
1.1 Добрачное поведение и гендерная специфика добрачного поведения . студенческой молодежи как предмет теоретических исследований 14
1.2 Социокультурная детерминация социального института
добрачного поведения : 52
2 Социологический анализ гендерной специфики
добрачного поведения студенческой молодежи 81
2.1 Социологический анализ гендерной специфики добрачного
поведения студенческой молодежи Республики Мордовия 81
2.2 Пути оптимизации подготовки студенческой молодежи
к браку и семейной жизни . 111
Заключение 140
Библиографический список 146
Приложение А * 162
Приложение Б 166
Приложение В 180
Приложение Г 181
Приложение Д 182
Приложение Е 183
Приложение Ж 184
Приложение И 187
Введение
Актуальность исследования добрачного поведения студенческой молодежи обусловлена рядом причин. Среди них существенным является то, что кризисные процессы современного российского общества - депопуляция населения и низкая устойчивость брачно-семейных отношений, рост уровня разводов и внебрачной рождаемости, широкое распространение социального сиротства и девиантного поведения - непосредственно влияют на функционирование института добрачного поведения. Эти тенденции вызывают тревогу у общества и государства, так как состояние брачно-семейных отношений и демографическая безопасность России напрямую связаны с реализацией семейных потребностей.
Семья не только следствие, но и причина социально значимых действий. В современной семье происходит ослабление социально-психологического эффекта общности, что ускоряет разрыв преемственности между поколениями. В этих условиях молодежь обретает ценности во многом самостоятельно. Если в прошлом культура через механизм социального воспроизводства определяла выбор брачного партнера интересами рода, семьи, сословия и индивид подчинялся стереотипам, принятым в обществе, то сегодня молодежь во многом свободна в своем поведении. Сфера общения современных молодых людей становится более дифференцированной и избирательной. Ценностные ориентации юношей и девушек утрачивают матримониальную монополию: любовь,
эмоциональные контакты и сексуальное удовлетворение представляют для них ценность сами по себе и не всегда соотносятся с вопросом, заключить брак или нет.
Выступая носителем инновационного потенциала развития социума, студенчество располагает особыми (как внутренними, так и внешними) возможностями для реализации своих установок и потребностей в сфере добрачного поведения. Являясь прогрессивной и наиболее активной частью молодежи, именно студенты через свое отношение к брачно-семейным ценностям детерминируют ее добрачное поведение, в значительной степени способствуют
3. Студенчество как особая фаза, стадия социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально - психологическими особенностями.
4. Студенчество как социальная группа в системе вуза, которая имеет свою цель, свои специфические особенности и которая готовится к выполнению социальных ролей и функций интеллигенции.
5. Студенчество как • мобильная социально - профессиональная группа, целыо существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких социальных ролей и профессиональных обязанностей в материальном и духовном производстве.
6. Студенчество как часть молодежи обучающейся в высших учебных заведениях, потенциал развития страны и т.д.;[28,54; 75,43; 106,7-10; 107,22-26; 112,43; 136,60; 148,20; 167,783; 175,12]
Исследование студенчества осуществляется, в большей степени в рамках социологии молодежи, поэтому одним из направлений в определении студенчества, в нашем случае, следует выделить определение, где студенчество рассматривается как часть молодежи, то есть студенческая молодежь.
К таким позициям можно отнести взгляды таких исследователей как: С. Б. Денисов, Т. В. Ищенко, В. Т. Лисовский, И. Н. Медведева, Л. Я. Рубина, Г. В. Осипов, 3. Н. ГГрисягина, В. А. Сысенко, Л. В. Топчий, и др.[57;75; 105; 106;
112; 136; 148; 167;173;175]
Студенческая молодежь как особая социальная группа, со временем занимающая ведущие позиции в экономике, политике, социальной и семейной сферах жизнедеятельности, не существует отдельно от общества, а органично вплетена в живую ткань его организма, тем не менее, имеет ряд как схожих, так отличительных факторов влияющих на добрачное поведение молодежи.
Установки и ценностные ориентации добрачного поведения молодежи, в том числе и студенческой, представления о браке и семье складываются не спонтанно, а в течение определенного времени и под влиянием различных социальных институтов. Первоначально, культуры общества, родительской семьи, важнейших институтов социализации раннего детства. Затем школы,
дающей образование и подготовку к трудовой и общественно-политической жизни. Велико влияние средств массовой коммуникации, внешкольных учреждений и учреждений дополнительного образования, сверстников и старших товарищей и т.д. Все множество институтов социализации расширяют кругозор и диапазон интересов личности на мир в целом, на брак и семыо в частности, и невозможно выделить какой из них важнее или влиятельнее. Однако ни один социальный институт в отдельности нельзя считать полностью ответственным за формирование представлений молодежи о характере будущего супружества, эмоционально-психологического отношения к семейным ценностям, конечный результат добрачного поведения - принятия решения вступить в брак, создать семыо, или отказаться от такого решения.
В качестве особого социального института влияющего на добрачное поведение именно студенческой молодежи следует отметить социализирующее воздействие высшего учебного заведения, высшего образования в целом.
Студенческая молодежь отличается от других социальных групп . рядом особенностей, а именно:-относительной самостоятельностью в выборе способов, видов, характера деятельности в учебное и внеучебное время; ориентацией на получение необходимой квалификации, посредством института высшего образования с целыо обеспечения себе в будущем высокого социального статуса; особенностями форм организации своей жизнедеятельности (научная, учебная, научно-исследовательская, общественно-политическая); концентрацией в крупных вузовских центрах; «локализацией» образа жизни преимущественно в стенах вуза.
Профессиональный и личностный потенциал студенческой молодежи формируется во многом институтом образования. Нередко студенческая молодежь рассматривает институт высшего образования в качестве основного способа социального восхождения. В высших образовательных учреждениях юноши и девушки проходят профессиональную подготовку, которая позволит им в перспективе принести пользу обществу в качестве работников высококвалифицированного труда и со временем занять ведущие позиции в экономике, политике, социальной и семейной сферах жизнедеятельности. Тем не
18