Ви є тут

Социальное обслуживание населения в России на рубеже XX - XXI веков: опыт социологического анализа

Автор: 
Калинина Юлия Александровна
Тип роботи: 
опыт социологического анализа
Рік: 
2005
Артикул:
192550
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа социального обслуживания.......................................................13
1.1. Теоретические основы социологического анализа сущности и содержания социального обслуживания...........................13
1.2. Социальное обслуживание как объект социологического исследования: методология и методика..........................35
Глава 2. Особенности организации социального обслуживания населения в России.............................................................53
2.1. Нормативно-правовое и организационно-технологическое обеспечение социального обслуживания населения в России и ее регионах......................................................53
2.2. Стандартизация как одна из основ процесса социального обслуживания в современном обществе...........................78
2.3. Основные направления оптимизации социального обслуживания населения на муниципальном уровне (на примере г. Барнаула) 109
Заключение........................................................143
Список литературы.................................................146
Приложения
3
Введение
Актуальность темы исследования. Существенной особенностью любого общества, на каком бы этапе развития оно ни находилось, является оказание помощи и поддержки отдельным группам населения, тем, кто не может посредством трудовой деятельности обеспечить себя, в частности, детям, пожилым людям, инвалидам и др. В мировой практике существуют разные формы помощи и поддержки людей, реализуемые как государственными, так и общественными структурами. От того, насколько эта помощь и поддержка эффективны, зависит социальное благополучие страны, уровень жизни проживающих в ней граждан.
Политические и экономические реформы в России конца XX -начала XXI вв. повлекли за собой изменения многих сфер социальной практики, в частности, падение уровня доходов, и как следствие — снижение уровня жизни большей части населения; резкую поляризацию между богатыми и бедными; увеличение числа беженцев и вынужденных переселенцев; падение рождаемости и т.п. В связи с этим возникла потребность повышения эффективности социальной защиты населения, которая реализуется через социальную поддержку и социальное обслуживание. Это в свою очередь потребовало переосмысления истории благотворительности в России, моделей государственной социальной политики, а также противоречивого опыта социального обеспечения населения в советский период.
С начала 1990-х гг. система социального обеспечения была преобразована в систему социальной защиты населения, в рамках которой произошло, во-первых, выделение сферы услуг как самостоятельного направления, во-вторых, формирование систем социального обслуживания населения в отдельных регионах и муниципалитетах России.
Реформы, происходящие в конце XX - начале XXI вв., повлекли за собой существенное повышение роли регионов и муниципалитетов в
15
взаимодействий между специалистом и клиентом (личностью), между личностью и группой, между социальными группами и т.д. Это взаимодействие характеризуется прежде всего как социальное обслуживание клиентов, среди которых может быть индивид и социальная группа.
В ходе диссертационного исследования был осуществлен анализ литературы, который показал, что существуют различные подходы к пониманию социального обслуживания, обусловленные, с одной стороны, уровнем развития конкретной отрасли научного знания, с другой -характером развития социальной практики. Эти подходы можно группировать по разным основаниям. Во-первых, философский подход. Социальный работник в любой из сфер своей деятельности так или иначе связан с человеком. В строгом смысле слова, вся его деятельность направлена на совершенствование человеческих отношений и жизни человека, на то, что мы называем проведением в жизнь высоких идеалов гуманизма.
Любой философ как прошлого, так и современности неизбежно приходил и приходит к необходимости обсуждения проблем человека, смысла его жизни и деятельности, его отношения к другим людям, коллективу и природе, его общественной активности и т.п. Несмотря на уникальность в осмыслении различных граней проблемы человека, важным является рассмотрение развития в мировой философии антропоцентрической темы в целом. В различных культурах и эпохах, течениях и философских школах хотя и по-разному, но в то же время отчетливо проявлялся и реализовывался общечеловеческий смысл философских исканий [48, 51].
Уже в конфуцианстве одной из высших ценностей почитается гуманность, милосердие, выдвигается идея о том, что человек «любит не только своих близких», но он готов перенести ради других любые муки. Так, например, в афоризмах конфуцианства, дошедших до нас, находим,
16
что «прекрасно там, где пребывает милосердие», «если стремится к милосердию, не будет зла», «у любящих проявлять милосердие нет ничего, что бы это превышало» [198, с. 93-103].
Гуманистические идеи человека как самой высокой ценности и высшей цели, сформулированные еще античными философами (Протагор: «Человек есть мера всех вещей»; Сократ: «Познай самого себя»), затем развивались вместе с общественным прогрессом в средние века и в новое время, а также получили широкое распространение и разработку как в русской, так и в зарубежной современной социальной философии [51].
Гуманизм, базирующийся на философском понимании человека, учитывал, что любое человеколюбие не имеет основы, если нет условий реализации разума и чувств человека. В «Никомаховской этике» Аристотель писал: «Однако, по-видимому, для счастья нужны внешние блага, ибо невозможно или трудно совершать прекрасные поступки, не имея никаких средств. Ведь многие поступки совершаются с помощью друзей, богатства и влияния в государстве, словно с помощью орудий, а лишение иного, например, благородного происхождения, хорошего потомства, красоты, исключает блаженство» [51].
Исследователи отмечали разницу в социокультурных основах организации жизнедеятельности людей, но часто не могли найти научных аргументов для объяснения этого, полагая порой, что характер социальной культуры, определяющий в том числе и тип организации жизнедеятельности людей, зависит во многом от стадий развития общества [8, с. 47]. В частности, Платон анализировал возможности совершенствования социальной организации, рассматривая соответствующие периоды в истории развития общества [143, с. 72-90].
Особое внимание в философских работах обращается на характер взаимодействия человека и общества.