Ви є тут

Социокультурные ориентации городского населения в Республике Татарстан

Автор: 
Абдразакова Ольга Васильевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000254090
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................. 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы
изучения социокультурных ориентаций . . ц
1.1. Социокультурные парадигмы классической и современной СОЦИОЛОГИИ..................................2.1
1.2 Анализ основных понятий исследования .... 31
Глава 2. Региональные особенности взаимодействия
социокультурных моделей .................... 52
2.1. Региональные особенности взаимодействия западных и восточных культур в традиционных научных теориях ..........................
62
2.2. Современная научная мысль о проблемах
взаимодействия культур Запада и Востока 93
Глава 3. Эмпирическое исследование
социокультурных ориентаций городского населения Республики Татарстан ............
96
3.1. Предпосылки становления социокультурных ориентаций городского населения в 95
Татарстане .....................................
3.2. Типология и структура социокультурных ориентаций городского населения .............. 221
3.3. Направленность социокультурных ориентаций основных социальных групп городского населения Республики Татарстан ........................
Заключение..............................................157
Библиографический список использованной литературы 171
Приложения...............................................184
2
ВВЕДЕНИЕ
В процессе становления и формирования региональной социокультурной политики необходим учет исторически сложившихся реалий. Национальные культуры бывшего СССР в течение свыше семидесяти лет формировалась под воздействием советской социалистической культуры. Для татарской культуры, ориентированной на ислам и традиционные восточные культурные стандарты советская модель культуры оказалась несовпадающей по многим значимым позициям. В настоящее время мы являемся, свидетелями исторического естественного социокультурного эксперимента. Советский Союз уже несколько лет не существует. Что происходит в социокультурном пространстве бывших советских республик и автономий? Что из привнесенных идей, форм, средств выразительности, жанров и видов искусства, образцов повседневного поведения осталось и развивается дальше, что трансформируется и каким образом, а что было настолько чуждым, что сразу прекратило своё существование? Какие именно образцы, определяют социокультурную жизнь городского населения Республики Татарстан в целом и основных его составляющих социальных групп? Данная проблема является весьма актуальной для формирования социокультурной политики' в РТ.
Культура личности или ее отсутствие оказывает влияние на характер социально-политических процессов, является важнейшим условием функционирования социальных
институтов, детерминируя их качественные характеристики,-обусловленные формированием определенного ценностнонормативного комплекса. Необходимо иметь хотя бы в
3
ние его как взаимосвязанной общности, формируемой через взаимодействие разных хозяйственных и политических структур. Внимание исследователей чаще всего акцентируется на самобытности масштабных культурных систем человечества.
Основой миросистемного подхода является рассмотрение мировых регионов или же мира в целом как исторически складывавшихся систем взаимодействия, в которых отдельные страны, общества и цивилизации выявляются только как временный результат соединения тех или иных системных факторов. Мир — это не совокупность стран или обществ, и эти образования, с точки зрения миросистемников, мало что могут объяснить в глобальных процессах, а некая историческая система, мироэкономика, основанная на разделении труда. Естественно, что предполагаемой «сердцевиной» ми-росистемы на протяжении последних пяти веков является капиталистический Запад. Возникла эта миросистема в Европе в XVI в. и с тех пор развивалась в капиталистической форме. В неевропейских цивилизациях и культурах продолжали существовать традиционные хозяйственные формы, но они не смогли перерасти свои локальные границы. Капиталистическая же мироэкономика, возникнув в Европе, смогла распро-' страниться по всему земному шару, охватив самые разные страны. При этом движущей силой мироэкономики выступало непрерывное, самоподдерживающееся накопление капитала. В силу своей нейтральности по отношению ко всем территориальным границам капиталистическая мироэкономика обладает ярко выраженным универсализующим свойством, способным поддерживать взаимодействие в хозяйственной сфере разных стран, культур, регионов, континентов.
20
Для сторонников миросистемного подхода К. Маркс остается важным основателем глобалистского понимания общественных процессов.1 Этот глобализм вытекает из того постулата, что именно разделение труда и накопление капитала как главной производительной силы является движущей силой истории. Известно, сколько усилий было затрачено марксистской школой, чтобы преодолеть это положение раннего, «вульгарного» марксизма и вместить в теорию другие компоненты социальной регуляции, хотя бы в качестве надстройки .
Выделяется постоянная экспансия капиталистической мировой экономики посредством включения в нее новых групп непосредственных производителей из периферии, получающих низкую плату за свой труд.
Вместе с тем, наряду с неэквивалентностью и неравноправностью отношений между ядром и периферией, эти отношения способствовали включению в капиталистическую миро-экономику стран «третьего мира». И. Валлерстайн анализирует ряд неизбежных изменений в регионах, включающихся в периферию мироэкономики. Он устанавливает, что уже к концу XIX в. в силу постоянной экспансии мироэкономики .не осталось зон, находящихся за ее пределами.2
В аналитической схеме И. Валлерстайна периферия предстает как зона, выполняющая в целом пассивную роль в мировой капиталистической системе, ее развитие всецело зависит от центра. Еще более значимую роль, нежели понятие «периферия», выполнило в анализе мировой капиталистической системы понятие «полупериферия». Полупериферия, со-
1 Миросистемный подход: Научно-аналитический подход.- М.,1991. .
2 Там же - С. 93-99
21