Ручкина, Татьяна Валерьевна
Жизненные стратегии молодежи в сфере занятости [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. социол. наук:
22.00.04 - М.: РГБ, 2005 (Из фондов Российской
Государственной Библиотеки)
Социальная структура, социальные институты и процессы
Полный текст:
ІіВДр: / /сіібб . гбі . ги/сіізз/02/0299/020299005 .рсі£
Текст воспроизводится по экземпляру, находящемуся в фонде РГБ:
Ручкина, Татьяна Валерьевна
Жизненные стратегии молодежи в сфере занятости
Саратов 2000
Российская государственная библиотека, 2005 год (электронный текст).
фессии лежит функциональное содержание труда, которое осваивается субъектом. Данный подход является описательным, поскольку функциональное содержание труда исторически изменчиво. Акцент сделан на проблеме пригодности человека к выполнению тех или иных профессиональных функций, профессиональной подготовки к труду. И таким образом, из теоретического понятия профессия становится прикладным.
На наш взгляд, необходимо совмещение прикладного аспекта с теоретическим, поскольку пригодность человека к выполнению того или иного вида деятельности еще не гарантирует интерес к этому делу, или то, что он будет им заниматься. Важно проследить, какими мотивами человек руководствуется при выборе той или иной профессии - материальной стороной, духовными исканиями, соответствиями физическим данным, возможностью получения необходимых «связей», наличия свободного времени. Мы говорим об определенных стратификаци-► онных характеристиках, которыми человек может руководствоваться (богатство,
власть, престиж (М.Вебер), моральным вознаграждением (по Ильину). Необходимо, на наш взгляд, перейти от внешнего контроля со стороны, навязанных извне установок, в качестве руководства, к внутренним побуждениям, интенциям к данного рода деятельности. Перспективы, открываемые для восходящей мобильности (по ильину), являются важным стратифицирующим критерием, - возникает вопрос, а может быть человек использует эти возможности только для того, чтобы ь поставив цель (личностно важную для него), он использует социальные институ-
ты, социальные информационные возможности, предоставляемые ими, для того, чтобы реализовать ее. Как можно это определить, по каким критериям? На наш взгляд, важно внутренне определение цели и последующей использование деятельности социальных Институтов общества для реализации ее в качества средства. А поскольку одним из стратифицирующих признаков является наличие независимости и автономии в работе и свободного времени, то человек, используя ре-
15
сурсы, помощников, замов, использует высвободившееся время для самоопределения в жизни, в том числе в профессиональной сфере. Он сознательно конструирует свою карьеру, чтобы попутно захватить как можно больше социальных благ, необходимых для саморазвития, самоактуализации. По мере прохождения дальнейшей социализации (в профессиональном плане), жизненные цели и ценности уточняются, становятся все более определенными и четкими, человек начинает искать необходимые для него в других профессиях (чаще смежных) навыки, пытается ими овладеть, чтобы быть более эффективным в своей «жизненнопрофессиональной» карьере. В процессе восхождения он привлекает другие стратификационные признаки и «встраивает» как кирпичик к кирпичику в свой жиз-нено-профессиональный план. Прежде, чем достигать, начинать процесс самоактуализации и самореализации, человек должен определиться с тем, какой стратификационный признак наиболее важен для него (зависит от структуры жизненных целей), однако, как показывают исследования, экономическое расслоение накладывает самый сильный отпечаток, экономический фактор играет самую большую роль. Поэтому возникает необходимость совмещения понятия «призвания» (мы отталкиваемся изначально от него) и понятие «денежный фактор», который служит условием реализации первого.
В 60-80-х годах продолжилось развитие идей С.Г.Струмилина. В.Г.Подмар-ков различал трудовую функцию (объективные условия труда, содержание труда, совокупность объективно заданных операций) и профессию в качестве характеристики подготовленности работника к выполнению этих функций. Ядро профессии образуется вследствие соединения работника с условиями производства и условиями его собственного развития11. Мы согласны с ним, что профессия и личностное развитие являются взаимозависимыми категориями (это прослеживалось и в интервью с бизнесменами), стиль жизни зависит от профессии, ее места в соци-
“ Подмарков В.Г. Человек в мире профессий // Вопросы философии. 1972. № 8. С. 54.
16
- Київ+380960830922