Ви є тут

Социальный спрос на профессиональное образование в условиях его модернизации (на материалах Ростовской обл.)

Автор: 
Крупеникова Лейла Шамильевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
288546
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................... 4
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
ИХ ВЛИЯНИЕ НА РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 17
1.1. Содержание и основные направления модернизации системы профессионального образования...................... 18
1.2. Сбалансированность рынка труда и рынка образовательных услуг как ключевая проблема модернизации российской сис-стемы профессионального образования................ 32
ГЛАВА 2. СПРОС НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КАК МНОГОФАКТОРНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА.................. 45
2.1. Образовательные услуги как объект социального спроса .45
2.2. Факторы социального спроса на образовательные услуги 58
2.3 Субъектная характеристика рынка образовательных услуг 69
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ПАРАМЕТРОВ СОЦИАЛЬНОГО СПРОСА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ....................................83
3.1. Социальный спрос личности на профессиональное образование ................................................84
3.2. Тенденции институционального спроса на профессиональное образование.....................................96
3.3. Опыт оценки социального спроса на образовательные услуги (на примере Ростовской области)......................114
3.4. Подходы и методики прогнозирования спроса на специалистов на рынке труда......................................129
3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА .
ПРИЛОЖЕНИЯ
. 143 . 150 . 169
17
Материалы диссертации были использованы для написания учебных пособий «Социология. Курс лекций», Ростов-на-Дону, 1998 и «Социальная работа», Ростов-на-Дону, 1999, на основе которых были разработаны учебные курсы по данным специальностям.
По материалам диссертационного исследования опубликовано 16 научных работ общим объемом - 5,2 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, которые включают девять параграфов, заключения и списка литературы на русском и иностранных языках из 227 наименований, приложений, включающих 5 рисунков и 32 таблицы, общим объемом 187 - машинописных страниц.
ГЛАВА 1.
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Модернизация общества предполагает переход от индустриального общества к обществу информационному, в котором процессы порождения и распространения знания становятся ключевыми. Этот процесс в сильной степени опирается на развитие образовательной системы.
Согласно концепции модернизации образования необходимо коренным образом изменить содержание и форму профессиональной подготовки, повысить ее качество. Модернизация образования ориентирована на международные стандарты качества, на встроенность российского
18
профессионального образования в европейское и мировое образовательное пространство.
Исследование направление направлений и ресурсов модернизации - одна из целей настоящей главы диссертации.
Цель модернизации образования, прежде всего, состоит в создании устойчивого и динамично развивающегося социально-экономического механизма, который характеризуется соответствием системы образования рыночным отношениям. Показателем такого соответствия прежде всего является согласование рынка труда и рынка образовательных услуг. Поэтому следующей целью является исследование сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг.
1.1.
СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Модернизация образования связана с разработкой общей национальной стратегией развития всей системы образования, в том числе и профессионального образования. Вопросам модернизации профессионального образования посвящены работы таких российских исследователей, как Л.А.Беляевой. В.Болотова, И.П.Борисова. С.К.Булдакова, А.П.Валицкой, А.Дахина, Г.Е.Зборовского, Э.Днепрова, В.Жураковского, Н.В.Карлова, Ю.С.Колесникова, Т.А.Котовой, Э.М.Никитина, О.Н.Олейниковой, А.В.Усовой, И Федорова, Е.Е.Чепурных, Ю.В.Шленова и других авторов.
Модернизация общества предполагает также становление новой культуры, в которой ценностями являются самостоятельное действие и предприимчивость, соединенные с ценностью солидарной ответственности за общественное благосостояние и устойчивое взаимодействие общества и