Ви є тут

Социальная адаптация подростков из многодетных семей в условиях трансформации современного российского общества

Автор: 
Тарасенко Елена Петровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
180
Артикул:
191942
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................3
Глава I. Теоретико-методологические подходы к исследованию социальной адаптации подростков......................................18
1.1. Современные подростки как объект
социологического исследования.......................................19
1.11. Факторы и механизмы социальной адаптации
подростков из многодетных семей.....................................44
Выводы к первой главе...............................................67
Глава 11. Современный подросток в условиях трансформации отечественного социума...............................................69
11.1. Адаптационные стратегии российских подростков
из многодетных семей................................................70

И.II. Социальная поддержка многодетных семей
и особенности адаптации подростков в российских регионах
(на примере г. Волпмрада и Волгоградской области)...................94
Выводы ко второй главе..............................................118
Заключение..........................................................121
Библиографический список............................................125
Приложения..........................................................154
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования. В условиях всеобъемлющей трансформации отечественного социума наиболее уязвимыми и незащищенными оказались многодетные семьи, дети и подростки, а также представители старшего поколения. При этом среди различных поколенческих когорт именно современные подростки, чье детство совпало с радикальными социально-экономическими и политическими реформами начала - середины 90-х гг. XX в., в первую очередь усваивали и использовали адаптационные механизмы «кризисного общества» в сочетании с выработкой «искаженных» жизненных стратегий и активной демонстрацией различных девиантных форм поведения.
Ьолее того, сам институт современной семьи оказался во многом дисфункциональным, что наиболее отчетливо проявилось в сложившейся социально-демографической ситуации в РФ (высокое количество разводов, низкая рождаемость, увеличение социального сиротства и др.), и многодетные семьи, по мнению большинства исследователей, попали в категорию социально дезадаптированных.
Данные обстоятельства вынуждают ученых в своих исследованиях заострить внимание на анализе факторов, механизмов, стратегий адаптации, характерных как для российских подростков в целом, так и для региональных молодежных субкультур в частности, а также на анализе особенностей социально-экономического и политико-правового, социокультурного пространства регионов. Сложные и противоречивые процессы, происходящие в современной России и мире в целом, ставят перед исследователем ряд задач, связанных с осмыслением новых социальных реалий, моделированием последствий трансформаций социальных институтов, с их влиянием на механизмы, темпы, направленность выработки адаптационных стратегий граждан.
экономики и экономической политики России. Экономическая доктрина Российской Федерации» (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, октябрь 2007 г.); Восьмой международной научной конференции «Россия: ключевые проблемы и решения» (ИНИОН РАН, Москва, декабрь 2007 г.); Пятой всероссийской научно-практической конференции «Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека» (Волгоградский государственный университет, Волгоград, февраль 2008 г.); Научной сессии (Волгоградский государственный университет, Волгоград, апрель 2007 г.); Межвузовской научно-практической конференции «Современные условия формирования общественного сознания российских граждан» (Волгоградский филиал Московского гуманитарно-экономического института, Волгоград, апрель 2007 г.); Межрегиональной научно-практической конференции «Современное состояние и тенденции развития гуманитарных и экономических наук» (Волгоградский филиал Московского гуманитарноэкономического института, Волгоград, ноябрь 2006 г.), а также на специализированных социологических курсах при поддержке Фонда Форда по тематике «Гендерная социология. Молодежные культуры и субкультуры» (Казанский государственный университет, Казань, июнь 2007 г.) и на специализированном курсе повышения квалификации «Социология образования» при поддержке Фонда Макартуров (Институт социологии РАН, Москва, март 2008 г.).
Материалы и выводы диссертации применены автором при чтении лекционных курсов и спецкурсов в Волгоградском филиале Московского гуманитарно-экономического института, а также в Волгоградском представительстве Института экономики и связей с общественностью.
Основные результаты исследования изложены в восьми научных публикациях общим объемом 2,1 п. л., в том числе в журнале, рекомендованном ВАК РФ.
17
Глава I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Обострение социально-экономических, политико-правовых и социокультурных проблем формирующегося глобального общества риска сказалось прежде всего на наиболее уязвимых группах населения, в первую очередь на подростках из многодетных семей как в России, так и в других регионах мира. Юноши и девушки больше других ощутили противоречивость, волнообразность глобальных и региональных социальных преобразований, что сказалось на их интеллектуально-образовательном потенциале, изменении культурно-нравственных ценностей и т. д. При этом серьезные трудности испытывают традиционные институты социализации и адаптации подростков - семья и образование.
Таким образом, в рамках дайной главы целесообразно рассмотреть следующий круг вопросов:
• выявить характерные особенности подростков как социально-демографической группы в рамках социологии детства и социологии молодежи;
• обосновывать необходимость использования структурнофункционального и деятельностно-активистского подходов к анализу адаптационных стратегий подростков из многодетных семей;
• выделить критерии успешности/неуспешности социальной адаптации современных подростков в условиях формирующегося общества риска.
18