Ви є тут

Динамика социального здоровья младших школьников в транзитивном обществе

Автор: 
Рагимова Ольга Александровна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2006
Артикул:
289330
179 грн
Додати в кошик

Вміст

і
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ■ З
Глава 1. Социологическая концептуализация здоровья возрастной
группы 26
1.1. Социологическое определение социального здоровья 26
1.2. Социальная стратификация в транзитивном обществе 54 Глава 2. Методическое обеспечение исследования социального
здоровья детей 79
2.1. Социально-демографические параметры в характеристике социального здоровья 87
2.2. Комплексный подход к изучению социального здоровья 112 Глава 3. Структура социального здоровья в системе начального
образования реформенного периода 143
3.1. Изменение индивидуально-личностного основания социального здоровья первоклассников 143
3.2. Социально-психологическое основание социального здоровья детей 199
Глава 4. Динамическая характеристика социального здоровья детей
младшего школьного возраста 233
4.1. Социальное здоровье младших школьников в русле стратификационных процессов 233
4.2. Школьная зрелость как показатель динамики социального здоровья 264
Заключение 302
Список использованной литературы 312
Приложения 362
3
Актуальность исследования. Трансформация российского общества в последние 10-15 лет сильно изменила не только экономическую, но и общественную жизнь России. Возросшая поляризация социальной структуры, снижение денежных доходов, социально-психологическая дезорганизация привели к резкому росту смертности населения, падению рождаемости в стране, уменьшению продолжительности жизни, росту заболеваемости. Наряду с депопуляционным процессом ухудшается и качество населения.
Анализ влияния такого рода изменений в условиях переходного периода в России на здоровье населения и отдельных общностей свидетельствует о растущем участии в этих процессах самого социума, который оказывает воздействие на динамику здоровья, в первую очередь, через стратификационные процессы, имеющие достаточно выраженный деструктивный характер, а также через сферу образования.
В эпоху выраженной грансформации российского общества растет озабоченность состоянием здоровья нового поколения, вызванная последствием институционализации детей в структуру меняющегося общества. Возникла реальная угроза национальной безопасности России. По данным Госкомстата РФ, растет заболеваемость детей и молодежи, увеличивается количество детей-инвалидов [8,33,34,39,156]. Социально-экономические преобразования, трансформация социума привели к изменению социальной структуры общества, что проявляется в первую очередь в сокращении численности детей и подростков. Этот процесс ведет к. возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, к снижению материального и интеллектуального потенциала страны.
41
социальные установки и самосохранительное поведение людей [158, 448, с. 485].
Переход к широкому взгляду на здоровье как на социальный феномен определил и смену приоритетов в анализе условий и факторов сохранения и воспроизведения здоровья. Этот период многие авторы называют моментом рождения социологии здоровья.
С развитием социологии здоровья как отрасли (Ю.П. Лисицын, 1983,
1987; Б.Д. Парыгин, 1982; М.С. Бедный, 1979; П.И. Калыо, 1988; Е.И. Куд-
рявцева, 1987; И.В. Журавлева, 1987, 1989; Л.С. Шилова, 1989; F.D. Wolinsky, 1980, Л.А. Гордон. Е.В. Дмитриева, 2003 и др.) в литературе не раз
подчеркивалась сложность этого феномена и его зависимость от конкретной среды, в которой живет человек,, от различных сфер проявления его
жизнедеятельности, от его целей и назначения. F.D. Wolinsky (1980), останавливается на проблемах развития социологии здоровья в США, уточняет, что понятие здоровья определяет через физиологическую, психологическую и социальную адаптацию. По его выводам поток исследований по тематике здоровья к концу XX века нарастал (по его данным в США), но только 10%-15% из этих научных статей принадлежало социологии здоровья.
При изучении • социального здоровья отмечалось значение социокультурных ценностей в сохранении здоровья [15, 158, 303, 517, 520, 521, 522]. К социологии здоровья стали примыкать экология человека, превентология, санология, валеология. В отечественной литературе на методологическом уровне категория социального здоровья разрабатывается Ю.П. Лисицыным, Л.Г. Матрос, П.Д. Тищенко, Г.А.Шиняевой, А.Г. Щедриной, Т.П. Большовой, Т.А. Богорубовой, Е.Р. Смирновой, В.Н. Ярской. Анализ определений социального здоровья как категории показал, что постепенно характеристика его расширяется.
Если у Т.Е. Большовой «социальное здоровье населения определяется социальным взаимодействием», то по мнению Т.А. Богорубовой «социальное здоровье как категория раскрывает зависимость заболевания от целого
42
комплекса демографических, производственно-профессиональных, социально-бытовых, поведенческих и медико-биологических факторов и связана с социальным благополучием и социально-культурной интеграцией индивида в макро- и микросреду».
Анализ определений категории социального здоровья у таких авторов как Т.Е. Большовой, Ю.П. Лисицына, Е.И. Кудрявцевой, П.Ю. Калыо, С.А. Беличсвой, И.В. Зимней, И.Н. Смирнова, П.Д. Тищенко, Е.Т. Фадеева, А.Т. Щедриной, Г. Берияер, Л. Юнсен, О.В. Шиняевой, Л.А. Фиглина приводит нас к выводу о необходимости дальнейшего развития этого понятия как комплексной и разноуровневой системы. Выделить из всех определений социального здоровья определение В.Н. Ярской, которая раскрывает его содержание через понятие социального благополучия, социальной безопасности, устойчивости социального статуса [540, с. 5] и отражает, на наш взгляд, наиболее значимые характеристики данного феномена.
Анализ изучения историографического контекста этой категории показал нам этапы развития представлений о нем и тесную взаимосвязь его с понятием здоровья.
Первый этап досоциологический, в рамках которого изучалось влияние различных факторов, в том числе и социальных на течение и развитие болезней. Он длился с древности до 60-70 годов XX века.
Второй этап связан с глобализацией проблемы здоровья во всем мире и изучением влияния различных факторов риска на здоровье населения, возникновением ценностного подхода в изучении здоровья, формированием нового направления в социологии - социологии здоровья. Этот этап можно определить как социологический.
В рамках второго этапа можно выделяется подэтап, который характеризуется развитием категории социального здоровья и формированием широкого представления о нем. Он связан с более четким определением места, роли, структуры этого феномена. Этот подэтап начинается с конца XX века, и его можно назвать концептуалогическим.