2
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического изучения процесса социализации курсантов военного вуза....................9
1.1 Социализация курсантов как социальный процесс: сущность и содержание...............................................................9
1.2 Профессиональная ориентация и адаптация курсанта в условиях военной службы как составляющие их социализации.........................23
1.3 Методика социологического исследования процесса профессиональной ориентации и адаптации курсантов в условиях военной службы 36
Глава 2. Профессиональная ориентация и адаптация курсантов военного вуза как процесс формирования военно-профессиональных качеств.................................................................47
2.1. Социальные ценности и нормы как основа формирования военнопрофессиональных качеств курсантов....................................47
2.2. Состояние и динамика формирования военно-профессиональных качеств курсантов военного вуза.......................................56
2.3. Пути оптимизации процесса профессиональной ориентации и адаптации курсантов военного вуза в современных условиях..................75
Заключение......................................................97
Литература.....................................................105
Приложения.....................................................120
3
Введение
В настоящее время российское общество переживает период кардинальных изменений и преобразований в политической, экономической, социальной и духовной сферах. Данный процесс в полной мере касается и Вооружённых Сил как одного из социальных институтов. В этих условиях особо остро зребу-ют своего разрешения проблемы управления социальными процессами в армии. Одно из центральных мест по своей значимости, по влиянию па функционирование Вооруженных Сил Российской Федерации занимает их комплектование профессиональными кадрами, обладающими необходимыми военно-профессиональными качествами.
Главными субъектами военно-профессиональной деятельности, оказывающими определяющее влияние на все процессы армейской среды являются офицерские кадры, ведь «армия, в которой офицер пользуется доверием солдата, имеет на своей стороне такое преимущество, которое не может быть приобретено ни численностью, ни совершенством техники, ни чем-либо иным»1. Так говорил об офицерстве полководец и ученый М.И. Драгомиров.
В этой связи социологическое изучение подготовки офицерских кадров, процесса формирования у них необходимых военно-профессиональных качеств имеет о1ромное значение дня дальнейшего совершенствования функционирования ВС.
Основным социальным институтом, осуществляющим процесс профес-сионатьной ориентации и адаптации будущих офицеров является система военного образования, а конкре тно ВВУЗы (здесь и далее по тексту: В ВУЗы Высшие военно-учебные заведения для простоты восприятия будут именоваться вузами).
1 О долге и чести воинской в Российской Армии. Собрание материалов, документов и статей Под редакцией д.в.н В.Н.Лобова VI.: Военитдат,- 1991 .С. 189.
13
В-третьих, потерей эффективности социализирующего воздействия на личность курсанта института военной службы в современных условиях.
Впервые термин «социализация» был употреблен в экономических науках и означал «обобществление» земли. Применительно к процессу формирования личности названную категорию ввел американский социолог Ф.Гиддингс, который в своей книге «Теория социализации» (1897) употребил его в значении, близком современному. К середине XX века понятие «социализация» становится одним из самым употребляемых в работах западных социологов и социальных психологов.
Ф Гиддингс предложил следующее толкование термина социализации: это такое приспособление индивида к требованиям общества, которое обеспечивает успешное его функционирование в социальной среде. Общество же создает образ идеального человека, который становится социальным образцом и используется для социальных воздействий на личность.
Проблема социализации волновала в исследовательском плане многих: М.Вебера, Э.Дюркгейма, Э.Гидденса, Ч.Кули, Т.Парсонса, Р.Мсртона, Дж.Мида, Н.Смелзера, Э.Фромма, и других1.
В русской социологии термин «социализация» нашел свое место благо да-
л
ря П.Сорокину“, который наиболее часто употреблял его в своих трудах по социологии.
Многие ученые-обществовсды внесли вклад в развитие теории социализации. Были созданы целые школы, изучающие данную научную проблему.
Особый интерес для развития теории социализации представляют взгляды на данную проблему американского социолога Т.Парсонсонса в рамках «теории социального действия. Ес суть заключается в следующем:
1. «Личность - это система отношений живого организма, взаимодействующего с некоторой ситуацией. Система социальных отношений, в которую
1 Парсонс Т. О структуре социального действия (Предисловие). М.: Академический проект,2000; СмслзсрН. Социология .М.: Феникс, 2999; И.Громов. А.Мацкевич. В.Семенов Западная социология// Социологические воззрения Г.Спенсера -СПб.; Санкт-Петсрбург.-1997.-С.28-38.
2 См.; Сорокин П. А. Система социологии: В 2 т. М.: Наука, 1993. Т.1. С.341-352.
14
включено действующее лицо, не просто имеет ситуационное значение, а непосредственно образует саму личность» .
2. «Ее интегрирующим центром является единица организм-личность в качестве некоторой эмпирической данности2». «Любой эмпирический анализ действия предполагает биологически заданные способности'».
3. Свойства личности, формируемые в процессе социализации, определяются теми ролями, которые выполняет социализирующийся индивид, и статусом, который он занимает. Процесс взаимодействия личности и социальной среды всегда предполагает выполнение роли.
4. Личность имеет тенденцию играть те социальные роли, которые максимально соответствуют ее структуре. Именно интересы личности побуждают ее к активности.
5. Социализируясь, конкретный индивид принимает участие в социальном взаимодействии через свои цели, обусловленные мотивационной структурой. Целенаправленное гь - одна из существенных характеристик человеческой личности.
6. Ценности и нормы составляют аксиологическую грань всякой личности.
В качестве факторов, детерминирующих структуру личности, Т’.Парсонс выделял:
1) Наличие конкретной ситуации взаимодействия, определяемой действующим липом, конкретными условиями, реакциями других социальных объектов, экспектациями в отношении ролевых действий других;
2) Определенную статусно-ролевую социальную структуру;
3) Нормативно-ценностную систему «внешних символов», регулирующих действия и внутреннюю структуру всех принадлежащих одному культурному нолю деятелей.4
Парсонс Т. Система координат действия и обшая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. С.460.
: Там же.
' Там же.
' Примаков В.Л. Социализация офицера в условиях военной службы. М.: ВУ. - 2000.-С.22.
- Київ+380960830922