Ви є тут

Воспроизводство и обновление знания в современных российских условиях

Автор: 
Шиморина Елена Федоровна
Тип роботи: 
Дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192717
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К СОЦИОЛОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ВОСПРОИЗВОДСТВА И ОБНОВЛЕНИЯ ЗНАНИЯ
1.1. Генезис и современное состояние парадигмальных установок, теоретических концепций и подходов к исследованию проблемы воспроизводства и обновления знания
1. 2. Историко-социологический анализ развития
представлений о знании.
1.3. Категориально-понятийный аппарат
социологического исследования процесса воспроизводства и обновления знания
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ И ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЙ СУЩНОСТИ ЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЕГО ВОСПРОИЗВОДСТВА И ОБНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ИНСТИТУТАМИ
2.1. Концептуализация процесса воспроизводства и обновления знания в социальных институтах
2. 2. Знание как функция целенаправленной деятельности
института образования
2. 3. Гуманизация знания как социальная потребность общества
4-22
23-53
53-76
76-94
95-123
123-141
141-162
2
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
ВОСПРОИЗВОДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
3.1. Потребности современного общества в высокопрофессиональных знаниях и компетенциях
3. 2. Ценностные ориентации личности в
воспроизводстве профессионального знания
3. 3. Доступность знания как фактор социальной
стратификации российского общества
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА
КАЧЕСТВО ВОСПРОИЗВОДСТВА И ОБНОВЛЕНИЯ ЗНАНИЯ
4.1. Социологические показатели качества профессионального знания
4. 2. Влияние уровня профессиональной подготовки на
процесс социальной интеграции молодежи 4. 3. Влияние интеллектуальной миграции на качество воспроизводства и обновления знания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
163-187
187-204
204-229
230-256
256-269
269-279
280-287
288-309
310-325
3
4. Концепция психоанализа 3. Фрейда и его последователей позволила сделать анализ целой системы психолого-педагогических механизмов воспроизводства знаний личностью. К группе «механизмов разрешения» он относил идентификацию и смещение. К группе «механизмов защиты» - вытеснение, сублимацию, регрессию, проекцию, рационализацию и фиксацию поведения29.
Подводя промежуточный итог рассмотрения концептуальных взглядов, подходов, психологических и педагогических исследований необходимо отметить выявленные наиболее существенные закономерности:
> во-первых, особая роль в воспроизводстве знания индивида принадлежит большим этническим социальным группам (В. Вундт30, Г. Лебон31) и таким факторам, которые, по мнению авторов концепций, опосредуют воспроизводство знания индивида в обществе: язык, мифы, обычаи, ритуалы, верования - одним словом, «дух народа»;
> во-вторых, воспроизводство знания представляет собой продукт организованного поведения социальной группы (множества межличностных взаимодействий). Ученые этого научного направления Дж. Мид32, Ч. Кули в своем исследовании организованного поведения социальной группы как элементарной клетки процесса воспроизводства знания обогатили теорию анализом «ролевого взаимодействия». Восприятие ценностей общества, по мнению авторов концепций интеракционизма, - основа процесса воспроизводства знания;
29 Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». // Фрейд 3. Избранное. T.I.L.: Academic Press, 1969. С. 35-40.
30 Вуидт В. Проблемы психологии народов. // Тексты по истории социологии XIX-XX вв.: Хрестоматия. М.: Наука, 1994. С. 65-68.
31 Лебон Г. Психология народов и масс. // Тексты по истории социологии XIX-XX вв.: Хрестоматия. М.: Наука, 1994. С. 45-47.
32 Mead G.H. Mind, self, society. Chicago, 1934.
31
> в-третьих, воспроизводство знания осуществляется благодаря психолого-педагогическим механизмам перевода общественных ценностей (ценностей принятых в обществе) во внутреннюю структуру знаний личности. Среди таких механизмов выделялись и исследовались: внушение, подражание (Г. Тардт33), заражение (Г. Лебон), наследование (В. Вундт), аккомодация и ассимиляция (Ж. Пиаже34);
> в-четвертых, воспроизводство знания - это динамическая система, обладающая определенными характеристиками (Л. Колберг35, Ж. Пиаже36, Дж. Роджерс, Э. Эриксон37 и др.). В ряде концепций воспроизводство знания личности рассматривалось как достаточно длительный процесс (например, теория «жизненных циклов» Дж. Мида), имеющий различную интенсивность и свои особенности на различных этапах;
> в-пятых, изучение особенностей образовательного процесса обогатило концептуальные подходы к изучению воспроизводства знания важным эмпирическим материалом, подчеркивающим отличия данного процесса на различных его этапах (Р. Гоулд и др.) .
Социологический подход к исследованию проблемы воспроизводства знания включает в себя не только теории и концепции собственно
33 Тард Г. Социальные законы. СПб., 1901.
34 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. С. 55-58.
35 В концепции «нравственного развития» Л. Колбергом выделялись 6 стадий, осуществляемых в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию - эмпатии.
36 Теория «развития познания» Ж. Пиаже предполагала наличие 4-х стадий процесса обучения мышлению: сснсомоторная, предоперациональная стадии, стадия конкретных операций, стадия формальных операций. Воспроизводство образовательного знания, таким образом, понимолась как процесс усвоения новых знаний на каждой стадии когнитивного развития личности.
37 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
38 Орешь Г. Брим-младший одним из первых высказал мысль о том, что формирование знаний у личности происходит в течение всей жизни человека, и выделил различия в процессе формирования знаний у детей и взрослых.
32