Ви є тут

Процесс становления и развития всеобщего управления качеством: социологический анализ социальных противоречий

Автор: 
Дремина Мария Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
278366
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.....................................................................3
Глава 1 Теоретические основ!,I изучения управления качеством как социального процесса....................................................................13
1.1 Управление качеством: категориальный анализ..........................13
1.2 Становление технологии «Всеобщего управления качеством» в индустриальном обществе................................................35
Глава 2 Процесс становления «Всеобщего управления качеством» в России: социальные противоречия.....................................................66
2.1 Процесс управления качеством в истории индустриального социалистического общества...............................................................66
2.2 Процесс внедрения «Всеобщего управления качеством» в современном российском обществе: организационные и личностные противоречия.........81
Заключение.................................................................140
Список использованных источников и литературы..............................145
Приложение 1...............................................................160
3
Введение
Актуальность темы исследовании. В период вступления России во Всемирную торговую организацию и интеграции российского рынка в глобальный мировой рынок, актуальной является проблема адаптации российских предприятий к новым условиям работы в соответствии с правилами международных стандартов, регламентирующих деятельность организаций на международном рынке. В связи с этим становится необходимым внедрение на предприятиях инновационной технологии «Всеобщее управление качеством», которая позволяет провести реконструирование существующей системы менеджмента в соответствии с требованиями международных стандартов.
Развиваясь эволюционпо в западных странах, «Всеобщее управление качеством» из простейшего способа разбраковки продукции в начале XX века превратилось к настоящему времени в технологию постоянного улучшения качества товаров и услуг, удовлетворяющих возрастающие потребности общества, а также стало инструментом управления социальными взаимодействиями акторов -производителя, потребителя, поставщика, работников и др. - в пространстве производства-потребления продукции с целью повышения качества жизни общества. Исходя их этого, процесс становления и развития «Всеобщего управления качеством» необходимо рассматривать как социальный процесс, ведущий к значительным социальным изменениям.
Для российских предприятий «Всеобщее управление качеством» является технологией привнесенной, чужеродной, поэтому ее повсеместное внедрение сопровождается большим количеством возникающих социальных противоречии, причина которых кроется в особых социально-исторических условиях развития социальной системы. Управление качеством в России с начала XX века позволяло производить продукцию массового потребления по государственному заказу за счет внедрения на производстве технических средств и методов управления качеством. В условиях производства, находящегося под влиянием политического тоталитаризма, управление качеством не смогло вобрать в себя новые социогуманитарные аспекты в конце 60-ых-началс 70-ых г.г., как эго произошло с технологией управления качеством и капиталистическом обществе. Рассмотрение процесса становления и
15
установленные и предполагаемые потребности» , «Качество - степень соответствия присущих характеристик требуемым»4.
Из данных определений вытекает следующее понимание понятия: в пространстве производства и потребления продукции качество рассматривается не как статичная, неизменная характеристика объекта, а как совокупность его характеристик, способных удовлетворять постоянно меняющиеся требования потребителя. По сути, чтобы называться «качественным», объект как предмет производства-потребления должен тоже все время находиться в динамике, «подстраиваться» под меняющиеся потребности потребителя, либо даже предвосхищать их. Изменчивость - чрезвычайно важное свойство качества, которое не позволяет дать единого, статичного определения данной категории. Процесс изменения качества зависит от технологических, социальных и экологических условий, поэтому качество - динамичная категория, имеющая целевую направленность динамики.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что качество, понимаемое как совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять потребности потребителей, с точки зрения социологических категорий имеет в большей степени частный, нежели глобальный, всеобщий характер, и может быть отнесено к блоку категорий общественных (социальных) наук. При этом понятие «качество» соотносится с базовой категорией «производство». В связи с этим дальнейшее рассмотрение и понимание качества как социологической категории необходимо проводить в ключе именно производственного процесса, где рождается «хорошая» или «плохая» продукция.
В основе трансформации понятия «качество» в социально-экономическую категорию лежит смена технологических укладов и развитие производительных сил общества, что, в свою очередь, в значительной степени связано с разделением труда. На протяжении веков способы производства постоянно менялись от простых к более сложным. Соответственно менялось качество и уровень производительных сил и структура производственных отношений. Как известно, в истории было три крупных
3 Международный стандарт 150 8402:1994, п.2.1
4Международный стандарт 1БО 9000:2000, п. 3.1.1
16
общественных разделения труда. Первое связано с отделением животноводства от земледелия, второе - ремесла от торговли, а третье - отделение торговли от производства. Этот процесс носил закономерный характер и происходил по мере развития производительных сил и производственных отношений. Характер и содержание труда в каждую конкретную эпоху определялся как уровнем развития материально-технической базы и соответствующим ей профессионально-техническим потенциалом личностного элемента производительных сил, так и общественной формой их существования. Основная формирующая роль в системе общественного разделения труда принадлежит технологической стороне, то есть материально-техническим условиям производства, так как экономические эпохи различаются не потому - что производится, а потому, как производится.
Когда функция обработки в производстве выполняется человеком с помощью какого-либо оборудования, качество продукции непосредственно зависит от знаний и навыков человека, от того, насколько умело он использует оборудование. Если оборудование по всей технологической цепочке работает наилучшим образом, то и качество изделий ожидается наивысшим. С появлением новых поколений техники подход к качеству приобретает иной характер. Когда оптимизация работы оборудования (переход на автоматизированные системы управления) перестает быть функцией рабочих, наиболее ценным становится труд тех, кто может наиболее точно воспроизвести предложенный разработчиками комплекс операций в условиях, затрудняющих контроль. Качество продукции, таким образом, все в большей степени начинает зависеть от качества рабочей силы и интеллектуализации производств. А это значит, что качество начинает соотноситься с процессом разделения общественного труда и зависеть от уровня солидарности работников.
По сути, пока общество предъявляет спрос на определенные блага, пока оно находится в состоянии не полного удовлетворения, разделение труда в обществе неизбежно будет прогрессировать. Как только все его потребности были бы удовлетворены, процесс разделения труда остановился бы и человечество пришло бы к состоянию равновесия. Данное состояние хорошо отражает животный мир, который, как говорит Э. Дюркгсйм, «не изменяется уже веками, потому что они