Ви є тут

Институционализация негосударственного вуза в России 90-х годов

Автор: 
Овчинникова Светлана Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000292963
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
Раздел П. САМОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА
Раздел Ш. ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
стр.
3
13
45
81
110
114
ПРИЛОЖЕНИЯ
134
3
ВВЕДЕНИЕ
Радикальные изменения в развитии российского
общества в 90-е годы привели к реформированию всех сторон жизнедеятельности, з тем числе и системы
образования. Рыночные отношения способствовали
появлению негосударственных учебных заведений.
К началу 1999 г. в России насчитывается 553 государственных вузов Федерального подчинения, в которых обучается 3 млн. 600 человек, и 364 негосударственных
вузов, в которых обучается около 250 тыс. студентов, затрачивающих ежегодно на езое образование порядка полумиллиарда долларов. В настоящее время в России на 10 тыс. населения приходится 246 студентов вузов, что оценивается как наивысший показатель за все годы существования как России, так и СССР1.
Все это обосновывает необходимость получения
научного знания об институционализации
негосударственного вуза, образовательном процессе в нем, определения сущности качества образования,
самодиагностики образовательной деятельности, выявления ее качественных и количественных характеристик. Проблема качества образования существовала всегда. Особенно сейчас, в реальных условиях, она приобретает все большую
' Филиппов В. Об итогах года прошедшего и задачах текущего (Из доклада Министра высшего и профессионального образования на коллегии Минобразования России 2 марта 1999 г.) //Вестник высшей школы. -1999. - № 1. - С.З.
12
практических конференциях «Проблемы управления образовательным процессом в негосударственном вузе» (Москва, январь 1939), «Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза» (Москва, март 1999) и заседании кафедры социологии Института молодежи.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографии и приложений.
13
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
Развитие современного российского общества характеризуется реформированием всех сторон его жизнедеятельности, в том числе и образовательной системы. Сегодня все сферы общественной системы находятся з состоянии кризиса вследствие радикальных экономических и социально-политических реформ в процессе достижения рыночного уклада хозяйствования. 3 связи с
этим подготовка высококвалифицированных кадров новой формации может стать залогом социального прогресса, условием выхода общества из кризиса.
Именно поэтому в последние годы отечественные исследователи-социологи проявляют повышенный интерес к анализу ситуации в высших учебных заведениях России. Как считают М.К.Горшков и Ф.Э.Шереги, «проблема высшей школы это проблема интеллектуальных кадров России».2 Они утверждают, что Россия может остаться «сырьевым придатком» международного рынка в случае, если не будет вести подготовку специалистов, профессиональный уровень которых соответствовал бы требованиям технологии
прогрессивного производства.
л
* Россия в зеркале реформ. Хрестоматия по социологии современного российского общества. - М., 1995. - С. 193.