Ви є тут

Потребительская кооперация как социальный институт современного российского общества

Автор: 
Ранюк Валентина Васильевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271619
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования потребительской кооперации как социального института............... 13
§1. Понятие потребительской кооперации как социального института .................................................. 13
§2. Отечественный и зарубежный опыт развития потребительской
кооперации............................................... 36
§3. Социальная миссия и функции потребительской кооперации в
условиях рыночной экономики.............................. 57
Глава 2. Механизмы реализации социальной миссии потребительской кооперации.................................................. 77
§1. Программно-целевой метод развития потребительской кооперации.................................................. 77
§2. Основные формы и социальные технологии работы с пайщиками и населением в потребительской кооперации......... 96
§3. Взаимодействие потребительских обществ с органами власти ......................................................... 117
Заключение...................................................... 143
Список используемой литерагуры.................................. 153
Приложение....................... .............................. 166
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Переход к рыночной экономике, коренные изменения во всех областях общественных отношений вызвали весьма глубокий институциональный кризис потребительской кооперации (потребкооперации) в России. С начала 90-х годов количество членов потребительских обществ (пайщиков) уменьшилось в три раза. Резко сократились объемы производств товаров и услуг, оказываемых предприятиями и учреждениями потребкооперации, а также количество самих этих организаций. Появились серьезные конкуренты, вытесняющие потребкооперацию с ее традиционно сильных позиций в социально-экономической сфере села, которая ранее во многом и поддерживалась именно потребкооперацией.
Резко снизились доходы сельских жителей - основных пайщиков и покупателей. В то же время вырос уровень безработицы.
Возникла парадоксальная ситуация - зародившаяся в дореволюционный период, сохранявшая (насколько было возможно) элементы рыночных отношений в условиях советской системы - потребительская кооперация при переходе к современному рынку оказалась слабым звеном. Весьма негативную роль в её ослаблении сыграла недостаточно продуманная и обоснованная приватизация, когда лучшие предприятия и учреждения перешли в другие формы частной собственности, где социальные аспекты не учитываются и только прибыль становится целью и мерилом всей деятельности. В результате серьезно пострадала социальная инфраструктура села, выросли цены на товары и услуги, отдельные населенные пункты оказались лишенными стационарных предприятий торговли и бытовых услуг.
Такая ситуация наблюдалась вплоть до конца 90-х годов. Появившиеся в последнее время некоторые положительные тенденции (рост числа пайщиков, активизация деятельности потребительских обществ в ряде
16
взаимосвязанные между собой взаимопроникающие целевые функции социальных институтов, среди которых:
- воспроизводство членов общества;
- социализация, как передача установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности;
- производство и распределение (собственность, хозяйственное объединение (предприятие), наука, денежно-кредитное обращение и т.п.);
- регулирование (власть, государство, ассоциации, органы управления).
С этих позиций мы и попытаемся определить «потребительскую кооперацию».
Слово «кооперация» (от лат. «сотрудничество») употребляется в нескольких различных значениях. Его используют, когда говорят о сотрудничестве вообще, о взаимодействии или координации деятельности. Некоторые авторы определяют кооперацию как «объединение людей для достижения общей им цели» [53, С. 14].
Вторым значением слова «кооперация» является объединение труда нескольких людей или коллективов, участие в трудовых операциях и процессе нескольких производственных подразделений, нескольких хозяйственных предприятий или единиц и т.д. (28, С.60].
В данном случае мы говорим о кооперации как форме организации общественного труда, при которой много лиц совместно участвуют в одном и том же процессе труда или в разных, но связанных между собой процессах труда, форме межхозяйственного, межотраслевого, межрегионального или международного сотрудничества, соединения или координации процессов общественного производства.
Есть и иное, специальное употребление этого термина, когда под кооперацией понимается система определенных общественных организа-
17
ций, создаваемых на добровольных началах для осуществления совместной производственной либо иной хозяйственной деятельности, либо для совместного удовлетворения определенных потребительских нужд, либо для одновременного осуществления производственной деятельности и удовлетворения социально-бытовых и иных потребительских нужд [74, С.З]. Имеется в виду совокупность общественно-хозяйственных специфических организаций людей, называемых кооперативами.
Кооператив - общественная организация и форма взаимопомощи. Кооперативы - это объединения, создаваемые людьми по собственной инициативе, для достижения определенных экономических и социальных целей и, прежде всего, для улучшения условий жизни и труда, повышения материального и культурного благосостояния; это добровольные самодеятельные и самоуправляемые ассоциации. Они действуют на основе вырабатываемых и принимаемых их организаторами письменных уставов.
Цели, во имя которых люди объединяются в кооперативы, не могут быть достигнуты в одиночку. Необходимо соединение усилий многих лиц, их взаимопомощь. Поэтому кооперат ивы осуществляют свои функции на основе материального (в форме денежных и других взносов) и трудового участия сотен и даже тысяч граждан.
Следовательно, кооперативы, кооперация вообще - это одна из форм взаимопомощи и сотрудничества людей.
Для достижения определенных кооперативным уставом целей, удовлетворения своих потребностей и интересов члены-пайщики кооператива создают общими усилиями на основе взаимопомощи, вступительных и паевых взносов в денежной и натуральной форме, участия в хозяйственных операциях, а также совместного труда, хозяйственные предприятия -торговые, производственные, транспортные, по бытовому обслуживанию и т.п.