Ви є тут

Религиозная ситуация в Волгоградской области : социологический анализ

Автор: 
Беликова Екатерина Олеговна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
277852
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание:
Введение..............................................................3
Глава I Теоретические и методологические подходы к »пучению
религиозной ситуации..................................................16
§1. Социологическая рефлексия феномена
религиозной ситуации..................................................16
§2. Религиозность в структуре религиозной ситуации....................43
Глава II Становление и развитие религиозных процессов
в современном российском обществе.....................................64
§1. Религиозные opi анизаний в России: лиахронпый
и синхронный аспекты..................................................64
§2. Истоки и состояние религиозной ситуации в Волгоградской области...93
Глава III Динамика религиозной ситуации в Волгоградской области 112
§1. Религиозные ориентации населения области
(по результатам массового опроса)....................................112
§2. Экспертная оценка состояния и тенденций динамики развития религиозных процессов в Волгоградской области........................140
Заключение ..........................................................158
Список литературы....................................................163
Приложение 1.........................................................192
Приложение 2.........................................................194
Приложение 3.........................................................195
При ложен не 4.......................................................196
Приложение 5.........................................................197
■у
Введение
Актуальность исследования. В 90-с годы XX века российское общество столкнулось с противоречивой и неоднозначно развивающейся ситуацией в сфере вероисповедной политики. В этот период в России коренным образом изменилась роль религии и се институтов, усилилось воздействие религиозных организаций па социальную жизнь населения. С одной стороны, появились тенденции возрождения религиозности. восстановлению статуса дискриминированных религиозных организаций и групп: с другой -переплетение межэтнических противоречий с межрелигиозными, миграционные процессы, распространение новых для российского конфессионального пространства религиозных движений усложнили общественную ситуацию. Реальностью государственной политики стала реализация принципа свободы совести, невмешательство государственных институтов в культовую практику. Рост численности религиозных объединений, усиление их влияния на социальную жизнь общества, укрепление авторитета религиозных лидеров, возникновение нетрадиционных для России религиозных структур создали принципиально новую обстановку в духовной сфере. Все эти процессы имеют и региональную специфику, которую нельзя не учитывать при выработке сбалансированной, научно обоснованной и адаптированной к условиям конкретных регионов государственной вероисповедной политики. Особое место среди регионов России занимает Волгоградская область, ставшая в последние два десятилетия пог раничной и традиционно характеризующаяся этническим и религиозным многообразием.
Историческое, географическое положение области, ее потенциальные экономические возможности, относительная самостоятельность, большая
группы; определение ситуации действующим лицом. Определение ситуации на групповом уровне дает представление о нормах, законах, ценностях. Определение ситуации индивидом, исходя из его собственных установок и нормативных предписаний группы, свидетельствует о его приспособляемости к ней, о степени комформности индивида. Бели определение ситуации индивидом не совпадает е групповыми ценностями, то возникает социальная дезинтеграция, порождающая многие болезни современного общества. У.Томас считал, что социологи должны анализировать социальный мир в двуедином контексте: так, как его видит социолог через посредство объективных научных понятий, и так, как его видят сами действующие индивиды, сугубо индивидуально определяющие ситуацию деятельности, т.е. действующие согласно «субъективному смыслу», который он привносят в объективную ситуацию. Однако концепция определения ситуации не позволяет говорить об объективной ситуации деятельности, т.к. в ес основе лежит попытка понять, как субъективный смысл превращается в объективные факты.
Для последователей понимающей социологии любая ситуация объективна, одна объективная ситуация порождает другую ситуацию, которая но свей природе гоже объективна. Определение любой ситуации идет через ее познание. Следовательно, как не может быть истинно или неистинно познание ситуации, так и не может быть поставлен вопрос о том, правильно или неправильно определена ситуация. Это положение справедливо как для микровзаимодействий, так и для крупномасштабных исторических ситуаций. Основоположник «понимающсОй» социологии М. Вебер, исследуя роль протестантской этики и возникновении духа капитализма, показал, каким образом новое определение ситуации взаимоотношений человека и Бога,
* Social Behavior and Personality. W. Tomas* Contribution in Social Theory. - N.Y., 1989, - P. 14.
19
принятое протестантами, привело к рождению совершенно новой исторической эпохи.1
Философ и социолог Л. Щютц считал себя последователем понимающей социологии М. Вебера и феноменологической философии Э. Гуссерля. В своей концепции Л. Щютц определял ситуацию как конкретную действительность не только мира, но и человека в его мире. Согласно его феноменологической теории индивид постоянно находится в своеобразной ситуации, которая обладает своей собственной историей и ее определенные элементы являются исключительными событиями в биографии индивида. Ситуации взаимосвязаны, любая анализируемая ситуация соотносится с предшествующей, из которой она развивалась. Следовательно, повседневная жизнь представляется как смена или переход одной стадии в другую.
А. Щютц2 полагал, что ситуация обусловлена представлением о положении во времени, пространстве и в природе. В структуре ситуации ученый выделял следующие элементы:
1) запас наличного знания вместе с убеждениями, мнениями, верованиями всех степеней правдоподобия;
2) системы тематической, интериритативной и мотивационной релевантности;
3) насущные интересы и система планов:
4) набор привычек (включая реакции, навыки, способности, дарования, равно как способность действовать, сила).
Таким образом, ситуация, согласно феноменологии, полностью зависит от человека, который находится в этой ситуации и становится сс субъектом. Она есть сам жизненный мир человека, вне ее нет и самого человека. Обращает на
1 Всбср. М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Вебер, М. Избранные произведения - М.: Юрист, 1990.
: Щютц, А. Символ, реальность и общество / А. Шютц// Классики теоретической социологии XX века - М.: Республика, 2001. - С. 150-168