Ви є тут

Молодежь в социальной структуре современного российского общества : Социологический анализ; на материалах Республики Северная Осетия-Алания

Автор: 
Чихтисов Руслан Авданович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
270914
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение...............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблем молодежи в современном российском обществе............................13
1.1. Молодежь как особая социально-демографическая 1руппа в социальной структуре общества....................................................13
1.2. Социальное положение молодежи Республики Северная Осетия-Алания:
динамика и тенденции изменения........................................38
Глава 2. Социально-профессиональная и духовно-ценностная интеграция молодежи в рыночную систему...........................................56
2.1. Социально-профессиональное самоопределение молодежи как важнейшее условие ее интеграции в современное общество..........................56
2.2. Ценности современной молодежи РСО-А..............................75
Глава 3. Молодежь в сфере социальной политики государства.............98
3.1. Сущность и принципы государственной молодежной политики в современных условиях..................................................98
3.2. Система социальной защиты молодежи и пути ее совершенствования.... 120
Заключение...........................................................138
Список основной использованной литературы............................147
Приложения...........................................................161
3
Введение
Актуальность темы исследования. Социально-экономические и политические преобразования в нашей стране оказали существенное влияние на всю структуру современного российского общества. Переход от одной социальной системы к другой и изменение деятельности социальных институтов не могли не сказаться на состоянии всего российского общества и на тех процессах, которые протекают в нем.
В этой связи важную роль играет изучение социальной структуры современного общества и процессов ее изменения, раскрытие взаимосвязи между классами и социальными группами как в целом в России, так и в региональном срезе; выявление общего и специфического в осуществлении социальной политики государства по отношению к различным группам населения. Изучение этой проблемы актуализируется практическими задачами социального управления, требующего максимального учета и согласованности интересов всех социальных групп при обеспечении государственной социальной политики.
Являясь важным структурным элементом современного общества, молодежь представлена сегодня почти во всех его социальных слоях и [руппах. Она несет на себе отпечаток имущественной дифференциации, различных экономических возможностей и активности, что усиливает противоречие между объективными условиями статусной иерархии, принадлежностью к социальной группе и субъективным мнением молодого человека о своем месте в социальной структуре. Молодежь претерпевает значительные изменения в своей культуре, взглядах, ценностях и т.д. В результате этого возникают аномия и фрустрация социальных взглядов и настроений в молодежной среде, которые получают отражение в девиантном поведении. А поскольку молодежь является одной из формирующих сил общества, то с этими тенденциями приходится считаться, так как они оказывают влияние не только на социальную структуру общества, но и на политическую, экономическую, духовную, религиозную и другие его
15
поведения общностей, вопросы функционирования социальных институтов, процессы стратификации и т.д.
Одной из первых работ, посвященных исследованию молодежи в рамках социальной структуры советского общества, стала работа С.Н. Иконниковой. Рассматривая социальную структуру как системное многомерное образование, которое характеризуется внутренней целостностью, сложностью и устойчивостью, исследователь основой социальной структуры считает социальные отношения между различными ее общностями - классами, нациями, сословиями и семьями. Рассматривая молодежь с точки зрения марксистской теории социальной структуры, в работе выделяется, прежде всего, роль классового разделения, где необходимым условием изучения молодежи в структуре общества является определение ее места в системе общественного разделения труда, социальных функций, численности в различных структурах и ее относительная устойчивость в данном обществе. [36.С.142]
Изучению социальной структуры общества посвящена также работа Л.Г.Чугуевской. По мнению автора, познание процессов связанных с социальной структурой общества и власти, необходимо потому, что эти процессы характеризуются изменениями в различных областях общественной деятельности. Изучение роли молодежи в преобразовании социально-классовой структуры позволяет выявить как общие закономерности общественных изменений, так и специфические особенности самих групп молодежи. [138.С.215]
Исследователь A.A. Магуленис, рассматривая процесс воспроизводства социальной структуры за счет молодежного поколения, предлагает понятие “включение молодежи в социальную структуру общества”. Объясняя целесообразность использования этого понятия, автор считает, что оно представляет более широкие возможности для исследования, охватывая своим содержанием как анализ условий и факторов воспроизводства, так и рассмотрение мотивационной системы жизненного самоопределения. Дтя
16
более полного раскрытия данного понятия выделяются два его аспекта: анализ в рамках самоопределения и охват всех срезов социальной структуры как объекта жизненного самоопределения молодежи. [61]
Как видно из выше представленных взглядов на проблемы исследования молодежи в структуре общества, у исследователей нет единых стандартов и подходов в изучении молодежи.
Для выяснения этих аспектов обратимся к научному толкованию понятия “молодежь” и его сущностным характеристикам. Сегодня в научной литературе существует многообразие синонимов соответствующих понятию “молодежь” - “молодое поколение”, “новое поколение”, “тинейджеры”, “младое племя”, “поколение пепси”, “потерянное поколение” и т.д., которые при общности объекта имеют свои специфические различия.
Одним из основных признаков молодежи, который наиболее часто рассматривается исследователями является возраст. Возрастная стратификация отражает не только хронологический возраст человека, но и его общественное положение, социальный статус, определяет многие социальные роли. Она включает также систему связанных с возрастом социально-психологических ожиданий и санкций, систему особых ценностей и мировосприятия. В хронологическом периоде созревания и развития человека выделяют два основных этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (ранняя и поздняя). Однако в различных направлениях науки возрастные границы молодежи определяются по-разному. Например, в юриспруденции -подростковый возраст определяется 13-16 годами, юношеский - 17-21 годами, молодой - 22-35 годами; в психологии подростковым считается период до 16 лет, юношеским - от 16 до 18 лет; в психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым. [137.С.16]
В исследованиях, посвященных проблемам молодежи ученые выделяют следующие возрастные подпериоды: ранняя юность - от 14 до 18 лет, поздняя юность или ранняя молодость - от 18 до 25 лет; молодость - от 25 до 30 лет.