Содержание
Введение.............................................................3
Глава 1 Теоретико-хметодологические основы анализа семьи
1.1. Основные подходы к анализу семьи...............................14
1.2. Семья, усыновившая (удочерившая) ребенка, в современной России в контексте социологического знания.................................36
1.3. Методические основы эмпирико-социологического исследования социальных проблем семьи, усыновившей (удочерившей) ребенка в
г. Барнауле.........................................................61
Глава 2 Основные направления социальной поддержки семьи, усыновившей (удочерившей) ребенка
2.1. Нормативно-правовая база усыновления (удочерения) и поддержки
семей, усыновивших (удочеривишх) детей, в современном российском обществе...........................................................70
2.2. Организационно-технологическое обеспечение поддержки семей, усыновивших (удочеривших) детей....................................92
2.3. Оценка социальных проблем усыновительской семьи экспертами и усыновителями.....................................................115
2.4. Приоритетные направления социальной поддержки семей, усыновивших (удочеривших) детей в регионе современной России (на
примере Алтайского края)..........................................134
Заключение........................................................157
Библиографический список..........................................161
Приложения........................................................190
2
Введение
Актуальность темы исследования.
В течение последних 15 лет Российское государство причисляет к основным своим целям построение в стране гражданского общества, основанного на принципах гуманизма, развития свобод и прав граждан. Этот идеологический курс лежит в основе государственно-правовой системы России. Тем не менее судить о прогрессе страны в этой области в первую очередь следует по все возрастающей активности как государственных, так и негосударственных социальных институтов, направленной на улучшение демографического, нравственного и культурного «здоровья» российского общества. В последние годы теоретические исследования и практические инновации в социальной сфере все чаще ориентированы не просто на «антикризисную реабилитацию» после радикальных и разрушительных трансформаций на рубеже 90-х годов XX века. Темы социологических исследований и прикладных социальных программ сегодня все чаще касаются системного укрепления потенциала российского общества, проблем устойчивого воспроизводства этого потенциала в будущем.
Преобразования по оздоровлению социально-демографической ситуации в российском обществе до настоящего времени происходили в условиях благоприятной экономической конъюнктуры, накопления общенационального богатства и постепенного роста благосостояния граждан. Это обстоятельство обусловило возникновение уникальных возможностей для целенаправленного и планового внедрения программ, повышающих качество жизни россиян, оздоравливающих российское общество в режиме «системной профилактики», а не «экстренной реанимации».
Одной из социальных проблем, решение которой предпринимается на системном уровне, является проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3
Разные авторы выделяют различные типы отношений и их сочетания с типом личности и стиля воспитания.
Типология семьи в зависимости от стилей семейного воспитания выглядит следующим образом: семьи, в которых преобладает
попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий стили воспитания (В.М. Минияров).
В зависимости от отношений родителей к детям выделяют 6 типов семей, которым присущи следующие черты:
1. Чрезвычайно пристрастное отношение, уверенность, что дети - главное в жизни.
2. Безразличное отношение к ребенку, его запросам, интересам.
3. Эгоистичное отношение, когда родители считают ребенка основной рабочей силой семьи.
4. Отношение к ребенку как к объекту воспитания без учета особенностей его личности.
5. Отношение к ребенку как к помехе в карьере и личных делах.
6. Уважение к ребенку в сочетании с возложением на него определенных обязанностей ( Л.Г. Саготовская )[207, С. 64].
Еще одна типология на основе особенностей семейных отношений отражает отношение родителей к детям и насчитывает 5 типов семьи, в которых преобладает: диктат, опека, конфронтация, мирное
сосуществование на основе невмешательства, сотрудничество (А.П. Петровский )[195, С. 95].
Типология нарушения в воспитательном процессе в семье представлены в виде таких отклонений, как гипо- и гиперпротекция, безнадзорность, эмоциональная отверженность и повышенная моральная ответственность [163].
19
Помимо перечисленных типологий, следует привести классификацию типов семей B.C. Торохтий [163, с.342]. B.C. Торохтий отмечает, что современные семьи отличаются между собой по следующим признакам:
- по составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;
- по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;
- по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;
- по семейному быту, укладу: семья — «отдушина»; семья дето центрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;
- по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи; по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;
- по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;
- по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);
- по типу потребительского поведения: семьи с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом потребления, т.е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т.д., семьи с промежуточным типом потребления;
20
- Київ+380960830922