2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..........................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования сиротства.........................................................15
1.1 Сиротство как объект социологического анализа.................15
1.2 Социальное сиротство в системе общественных отношений 39
Глава 2. Социального сиротства в современной России...............61
2.1. Состояние и возможности преодоления социального сиротства в России............................................................61
2.2. Развитие социального сиротства на территории Волгоградской области..........................................................101
Заключение..................................................... 129
Список используемой литературы...................................133
Приложение......................................................152
*
Введение
Актуальность исследования:
В условиях социальной трансформации современного российского общества проявляются противоречивые процессы практически во всех его структурах, системах, институтах. Это, в равной мере, касается феномена детства и межпоколенных отношений в целом, что связано во многом со сменой социально-экономических, политических, идейнонравственных, а также воспитательных парадигм. В связи с этим, актуализируются проблемы: воспроизводства здорового поколения, передачи социального опыта, воспитания и образования детей и т.д.
Следует подчеркнуть, что период детства является существенным в формировании основных нравственных представлений, норм, ценностей, идеалов, жизненных стратегий формирующих личность, что, несомненно, придает важность влиянию ближайших родственников, прежде всего, членов семьи. Вместе с тем, целым рядом отечественных и зарубежных исследователей констатируется кризисное состояние семьи, как института первичной социализации, проявляющейся, в том числе и в увеличивающейся численности социальных сирот. Данная ситуация характерна для многих развитых и развивающихся стран, в том числе и для России.
Согласно официальным статистическим данным, в Российской Федерации проживает около 800 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, из них 95% социальные сироты. По состоянию на 1 января 2005 года, 545 тыс. детей (68%) состоит на воспитании в семьях граждан (375 тыс. - под опекой (попечительством), 11 тыс. - в приемных семьях, 159 тыс. — усыновлены посторонними гражданами). Остальные (более 260 тыс.) воспитываются в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различных ведомств, а также в негосударственных учреждениях. Одновременно
Уже в начале XX века было проведено более 200 прикладных социологических исследований подрастающего поколения (например, в 1900-1901 гг. изучение социально-бытовых условий жизни учащихся городских начальных училищ Нижнего Новгорода, наблюдение за жизнью деревенских школьников в 1912-1915 гг. и т.д.). Социологические исследования 20-30-х гг. XX века, проводившиеся в семьях, школах, библиотеках, пионерских отрядах, детских домах под руководством советских государственных органов, были ориентированы на изучение процесса формирования «нового человека», рассматривали его во взаимодействии социальной среды и личности. В указанный период были осуществлены такие комплексные исследования, как "Крестьянский ребенок", "Дети и Октябрьская революция. Идеология советского школьника", "Фабричный подросток" и др.
Социология детства как самостоятельная отрасль науки выделяется в середине XX века. До этого времени, чаще всего, социальные проблемы детей рассматривались в ракурсе социологии
30 31
воспитания , социологии семьи , и т.д.
Процесс развития индивидуального организма (онтогенез) в социологии детства рассматривается не как природная данность, а как социальный конструкт, а детей как соучастников социального процесса, имеющих свой собственный взгляд на мир, и, которые требуют к себе серьезного внимания со стороны взрослых.
Существует несколько социологических парадигм изучения детства:
30см: Иорданский Н.Н. Детская среда как фактор воспитания // Народный учитель. -1924.- №4; Харчев Л.Г. Социология воспитания: о некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности. - М., 1990; Мудрик А.В. Социализация и воспитание. - М., 1997
31 см: Zimmerman С. Family and Civilization. 1951; Антонов А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М., 1996; Антонов А.И. Судьба семьи в России XXI века / А.И. Антонов, С.А Сорокин. - М.,2000
- рассмотрение детства как особого «племени», со своей особой культурой, языком, игровыми традициями, не имеющее письменности и содержащее в себе много архаических элементов32;
- рассмотрение детства как социальное меньшинство, аналогичное гендерным, расовым, социально-экономическим и этническим меньшинствам33;
- проблемы маркирования социального пространства детства как признанного компонента всех социальных структур (где, как и в каком именно статусе дети участвуют в общественной жизни, как это сказывается в членении жизненного пути и т.д.)34;
- изучение дискурсов, производящих и видоизменяющих идею ребенка и детства35.
Ни одна из этих парадигм не является самодовлеющей и основополагающей. В них рассматриваются разные стороны развития детей в структуре общества, причем, не затрагивая понимания ребенка как социального субъекта, а также множественности детства и детских миров.
В настоящее время, в социологии при изучении феномена детства можно выделить два самостоятельных направления:
• в первом, детство рассматривается как определенная культурно-историческая ценность, эволюция которого представлена как изменение его содержания в истории развития общества;
• второе направление акцентирует внимание на детстве как важнейшей составляющей социальной структуры, взаимодействующей
52 см: Goodman М. The Culture of Childhood. Child’s Eye Views of Society and Culture. -N.Y.., 1970; Opie I. Lore and Language of Schoolchildren. - Oxf., 1959
33 cm: Rosenbaum H. Formcn dcr Familie. - Frankfurt a. М., 1982
yi cm: Child and Adolescent Healtf and Development. Progress Report 2000-2001. Geneva: CAH-WHO, 2002
35 см: Уайтинг Дж. Процесс социализации и личность // Личность, культура, этнос.-М., 2001.- С. 104-133; Six Cultures: Studes of Child Rearing / Ed. By B.B. Whiting. - N. Y., 1963
- Київ+380960830922