СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................с. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
1.1. Молодежь как социальный субъект.......................с. 15
1.2. Анализ основных подходов к определению содержания понятия
«жизненное самоопределение»............................с. 31
1.3. Гендерное измерение жизненного самоопределения........с. 48
1.4. Гендерное пространство жизненного самоопределения.молодежи.........................................................с. 66
ГЛАВА И. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГЕНДЕРНЫХ АСПЕКТОВ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ.
2.1. Гендерная асимметрия в политической сфере и жизненные ориентации
молодежи.............................................с. 85
2.2. Гендерные аспекты стратегий жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере....................................с. 102
2.3. Гендерные отношения в семейной и сексуальной сферах с. 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................с. 126
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................с. 132
ПРИЛОЖЕНИЯ........................ .....................с 144
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы жизненного самоопределения молодежи в российском обществе обусловлена тем, что сегодняшняя молодежь является носителем будущего. На каждом этапе исторического развития специфика общественных отношений диктует определенные цели и направления развития сознания молодого поколения. Сегодняшние процессы социально-экономических преобразований создают в сознании современной молодежи весьма противоречивую картину современного общества, нарушают устоявшиеся механизмы социальной регуляции, традиционного полоролевого баланса. Но, вместе с тем, в условиях демократизации существенно расширяются возможности выбора форм и способов жизненного самоопределения юношей и девушек. В молодежной среде сочетается инновационный потенциал и консервативность, что не может не отразиться на процессе самоопределения.
Изучение гендерных аспекгов жизненного самоопределения молодежи дает возможность глубже проникнуть в структуры ее ценностного пространства, проследить жизненные практики, расширить научные знания о данном возрастном периоде жизни человека и о социогендерных отношениях в различных сферах жизнедеятельности. Анализ социальной жизни позволяет внести множество поправок в понятия маскулинности и феминности, в восприятие половых ролей, которые стали менее отчетливыми. В настоящее время идеалы мас-кулинности/феминности значительно полнее, чем раньше учитывают многообразие индивидуальных вариаций. Современная молодежь формирует жизнедеятельность в ситуации, когда в обществе декларативно признается гендерное равенство, но на практике существует гендерная асимметрия общесоциальных и семейных ролей и формируется противоречивый набор гендерных норм, стереотипов, правил поведения.
Степень научной разработанности проблемы.
Начиная с начала 60-х гг. проблемы жизненного и социального самоопределения молодежи являются предметом пристального научного интереса социологии, политологии, психологии, педагогики, науки управления.
пор, пока возраст более совершенный и ум более крепкий не приведут вас к вершине священного писания» [41, С.594].
В эпоху Возрождения возник интерес к культуре античности, в частности к идеям греков о молодежи. Томас Мор обратился к рассмотрению молодежи в своем учении об утопическом государстве, в котором продолжил подход Платона к пониманию общественного положения молодежи, ее роли в обществе как наследника, восприемника традиций предшествующих поколений. Вместе с тем, в педагогических взглядах Мора заключен новый взгляд на личность, признание ее права на индивидуальность, талантливость, право на счастье. Эти идеи получили развитие в работах Ф.Рабле, М.Монтеня, дали толчок для возникновения новых теорий возраста, развития молодой личности.
В эпоху Просвещения происходит качественно новый скачок в осмыслении проблем воспитания и образования молодежи, становления личности молодого человека, его участия и роли в общественных делах, в переустройстве общества (Ф.Бэкон, Я.А.Коменский, Д.Локк, К.А.Гельвеций, Д.Дидро и др.). Ф.Бэкон в своих работах дал социально-психологическую характеристику молодости исходя из уникальной неповторимости человека, данной ему от рождения. Я.А.Коменский и Ж.-Ж.Руссо впервые обратились к идеи воспитания гармоничного или прекрасного человека, активной деятельной личности, творца в преобразовании собственной жизни и познания.
Особенностью взглядов на молодежь мыслителей эпохи нового времени является стремление осмыслить человеческую индивидуальность, человека как творца своей собственной жизни, связать развитие человека с влиянием общественной среды. Это нашло выражение в следующих идеях. Развитие человека -есть результат природной организации и влияния внешних обстоятельств (внешней среды), он не может самостоятельно формировать свой характер (Роберт Оуэн) [88, С.416-423].
Молодежь является не только наследником опыта, традиций старшего поколения, но и активным участником в отношениях поколений. Благодаря присущему этому возрасту инстинкту (способность постигать суть вещей, воспри-
ни мать явления цельными и едиными, видеть все сущее в естественном состоянии, не следовать шаблонам), молодежь обладает волей, способностью действовать и влиять на опыт и знания старших, собственными стремлениями, целями (Ж.Мишле) [74].
Развитие человека — результат общественного воспитания и самодеятельности индивида (Ж.А.Кондорсе, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, Ф.В.А.Дистерверг). Таким образом, социально-философская мысль до конца XIX в. не рассматривала молодежь как социальную общность. Теоретическое осмысление в этот период получила молодость как возрастной этап в жизни человека, период становления его социальных качеств и включения в систему социальных отношений. Одним из основных признаков молодежи в этот период философы выделяли ее возрастные характеристики (Аристотель, Пифагор, Ж.-Ж.Руссо, Я.А.Коменский), связывая их с особенностями физического, интеллектуального, нравственного, религиозного развития. Молодежь рассматривалась вне связи с социальными и историческими изменениями. Отдельные идеи, высказанные о роли молодежи как условии обновления общества (Платон, Ж.Мишле), о значении социальных условий в формировании субъективных личностных свойств молодежи (Т.Мор, Р.Оуэн), о влиянии институтов воспитания на развитие личности (Ж.А.Кондорсе, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт) не получили развития и не выросли в систематизированное знание о молодежи.
Периодом рождения первых теоретических концепций молодежи стал конец XIX - начало XX, когда молодежь актуализировалась как социальный феномен. Выделяется, по крайней мере, три концептуальных направления: психофизиологическое (К.Абрахам, Ш.Бюлер, В.Гоффман, Г.С.Холл, З.Фрейд и др.), культурологическое (М.Мид, Т.Парсонс, Э.Шпрангер, Ш.Эйзенштадт и др.), функционалистское (Л.С.Выготский, И.М.Ильинский, И.С.Кон, К.Манхейм, Ф.Малер, Г.Шельски и др.).
Психофизиологическое направление развивали Г.С.Холл - теория рекапитуляции; К.Гроос, А.Бидль, Ф.Гизе, 3 Бернфельд, В.Гоффман, В.Штерн, О.Кро и т.д. - теории переходного возраста (биологические теории); Ш.Бюлер - кон-
- Київ+380960830922