Ви є тут

Коммуникативные модели в системе социального управления : Социетальный аспект

Автор: 
Водопьянов Николай Владимирович
Тип роботи: 
Социетальный аспект
Рік: 
2005
Кількість сторінок: 
152
Артикул:
192488
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение..................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы исследования
социальных коммуникаций.................................. 13
§ 1. Основные подходы к исследованию коммуникации
* в социологической науке....................................... 13
§ 2. Коммуникация и коммуникационные стратегии
в парадигме социального действия........................... 29
Глава 2. Социетальная сфера российского общества и проблемы
Ф социального управлении................................... 48
§ 1. Методологический конструкт исследования социетальной
сферы общества.............................................. 49
§ 2. Ценности трансформирующегося российского общества
щ и проблемы социального управления............................. 64
Глава 3. Коммуникативная модель управления в российском
обществе............................................... 85
§ 1. Коммуникативная модель государственного управления
российским социумом......................................... 86
§ 2. Коммуникативная модель управления трудовым коллективом 107
4 ^ Заключение........................................................... 128
Список использованной литературы................................ 135
Приложение..................................................... 143
Введение
Актуальность темы исследования. Изменения в государственнополитической идеологии, резкое сокращение государственного участия в экономике в 90-е гг. XX в. на фоне смены социально-экономического уклада сопровождались падением авторитета государства в различных сферах. Негативные тенденции особенно способствовали девальвации представлений о выдвигаемых государством стратегических социальных целях и задачах. Многие россияне как представители социума, который еще недавно подвергался жесткому диктату со стороны партийных органов, постулировавших основные цели социально-экономического развития, в условиях быстрых демократических преобразований оказались в сложной ситуации самостоятельного выбора.
Российское общество в своей исторической ретроспективе всегда функционировало как идеократическое. Этот тип социально-политической организации предполагает использование субъектом социального управления идеологии и пропаганды для прямой коммуникации с социальными массами. При этом в идеологии (религиозной или светской) разъясняется смысл и цель социального управления и тем самым обеспечивается мобилизация масс для достижения поставленных целей и воспроизводства социального порядка. Системный кризис 1990-х гг. разрушил советский тип идеократической организации и декларировал отказ от государственной идеологии в любом ее проявлении, при этом разрушилась и сложившаяся идеократическая специфика российского общества, а именно ожидание широких общественных слоев объяснений смысла и цели социальных процессов, инициируемое реформами. Необходимо наладить новые или реконструировать ранее существовавшие в советском обществе эффективные каналы коммуникации, которые сделают понятными большинству населения цели социальной политики государства в новых социально-экономических условиях.
При изучении процессов общения зарубежные исследователи давно стали использовать понятие «коммуникация». Этот термин позднее был принят и отечественными учеными. Слово коммуникация происходит от лат. соттитсо - делаю общим, связываю, общаюсь. Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение. В отечественной литературе понятия «общение» и «коммуникация» зачастую употребляются как синонимы, хотя при более внимательном подходе между ними обнаруживаются некоторые различия.
В англоязычной лингвистической литературе термин «коммуникация» понимается как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов, что само по себе является синонимом термина «общение». В свою очередь, слово «общение» обозначает процесс обмена мыслями, информацией и эмоциональными переживаниями между людьми. В таком случае действительно нет разницы между общением1 и коммуникацией. Именно так рассуждают лингвисты, для которых общение -это актуализация коммуникативной функции языка в различных речевых ситуациях.
В социологической литературе общение и коммуникация рассматриваются как пересекающиеся, но несинонимические понятия. Здесь термин «коммуникация», появившийся в научной литературе в начале XX в., используется для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира, процесса передачи информации от человека к человеку (обмен представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами в человеческом общении), а также передачи и обмена информацией в обществе с целью воздействия на социальные процессы в контексте социологии управления. Общение же рассматривается как межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. В числе основных функций общения также выделяются контактная, призванная удовлетворить потребность человека в контакте с другими людьми, и воздейственная, проявляющаяся в
постоянном стремлении человека определенным образом воздействовать на своего партнера. Поэтому общение означает воздействие, обмен мнениями, взглядами, влияниями, а также согласование или потенциальный либо реальный конфликт.
Кроме того, существует точка зрения, что базовой категорией является коммуникация, которая между людьми протекает в форме общения как обмен знаковыми образованиями (сообщениями). Но существует и противоположная трактовка соотношения понятий «общение» и «коммуникация», в которой основной категорией считается общение, а в структуре последнего выделяются коммуникация (обмен информацией), интеракция (организация взаимодействия и воздействия), перцепция (чувственное восприятие как основа взаимопонимания).
При этом коммуникация выступает своего рода посредником между индивидуальной и общественно значимой информацией. В данном случае нас интересует механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия5.
Таким образом, понятия «общение» и «коммуникация» имеют как общие, так и отличительные признаки. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком). Это связано с тем, что они используются в разных науках, которые на первый план выдвигают различные аспекты этих понятий. Отметим, что за общением в основном закрепляются характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией закрепляется дополнительное значение - информационный обмен в обществе. На этом основании общение представляет собой
5 В качестве основных элементов данного механизма мы рассматриваем терминальные и операциональные ценности, сформировавшиеся в обществе в результате опыта коммуникационного взаимодействия индивидов и оказывающие существенное влияние на участников общественных отношений (см гл 2, § 2)