Ви є тут

Социальный опыт и его трансляция в семьях с разным уровнем адаптированности

Автор: 
Ющенко Ирина Валерьевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
192446
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
ГЛАВА I. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА СЕМЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ
А ДАПТИРОВ АННОСТИ...........................................15
1.1. Категориально-теоретическая характеристика
социального опыта и семейной социализации................. 15
1.2. Статус семьи в социалыю-слосвой структуре
общества, его место и роль в процессе семейной социализации.37
1.3. Адаптация семьи в условиях социальных реформ
и ее влияние на содержание социального опыта................57
ВЫВОДЫ ИЗ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ......................................85
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ТРАНСЛЯЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА В СОВРЕМЕННЫХ
РОССИЙСКИХ СЕМЬЯХ..............................................88
2.1. Традиции и новации в содержании социального
опыта адаптированных семей..................................88
2.2. Особенности трансляции социального опыта в семье
в услових трансформации российского социума................112
2.3. Социологический анализ проблем передачи
социального опыта с семьях с низким уровнем дохода.........121
ВЫВОДЫ ИЗ ВТОРОЙ ГЛАВЫ................................... 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................129
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................131
ПРИЛОЖЕНИЕ
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Многие вопросы, связанные с особенностями семейной социализации в современных российских условиях, незаслуженно мало подвергаются научному анализу. Например, проблема изучения содержания социального опыта и путей его передачи в российской семье во многом не удовлетворяет потребностям ни социологической науки, ни практики.
Современное состояние семьи в России обусловлено рядом факторов, основными из которых являются: общие цивилизационные тенденции и процессы, присущие современным брачно-семейным отношениям; специфика российской культуры, региональные, этнические и религиозные особенности; разноречивые результаты развития семьи в условиях социальных реформ. Противоречивость нормативно-ценностного содержания общественного опыта, детерминированная динамикой этих факторов, привела к трудностям в выборе элементов и форм его трансляции в процессе семейной социализации. Этим в значительной мере обусловлена необходимость исследования проблем социального опыта и путей их разрешения.
В современных условиях развития общества, когда особую значимость приобрела семья и внутрисемейные отношения, обострилась проблема общения в семье между представителями различных поколений. Одной из форм межпоколенных связей выступает трансляция социального опыта в процессе семейной социализации. В то же время, изменение роли семьи в современном мире обусловило определенный крен в сторону внесемейной социализации и внесемейных форм передачи социального опыта. Исследование диалектики внутрисемейных и внесемейных форм трансляции социального опыта представляется своевременным и имеющим большое значение.
14
университета. Теоретические положения, методологические подходы, практические результаты, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, излагались и обсуждались ее автором на научных и научно-практических конференциях: Международной научно-практической
конференции, посвященной 10-летию гуманитарного факультета СКПУ «Психолого-педагогическис технологии подготовки специалистов в условиях интеграции гуманитарного и технического знания» (ноябрь 2005, г. Ставрополь); III межвузовской научно-практической конференции «Вузовская наука сегодня» (апрель 2005, г. Ставрополь); I научно-практической конференции «Безопасность Ставрополя: социально-
политический аспект» (ноябрь 2005, г. Ставрополь); IX научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону» (март 2005, г. Ставрополь); XXXV научно-технической конференции по результатам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов СевКавГТУ за 2005 год (март 2006, г. Ставрополь); 70 межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современных
гуманитарных и социально-экономических исследований» (апрель 2006, г. Ставрополь).
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, приложения и библиографического списка использованной литературы,
включающего 170 наименований. Общий объем диссертации составляет 144 страницы.
ГЛАВА I. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА СЕМЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АДАПТИРОВАННОСТИ
1.1. Категориально-теоретическая характеристика социального опыта и семейной социализации
Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла устойчивый массовый интерес. Институт семьи находится в центре внимания социологии. Семья трактуется социологией как особый вид социальной общности, сочетающий в себе черты малой социальной группы и социального института. Двойственная природа семьи проявляется в наборе социальных функций, каждая из которых играет значительную роль в социализации индивидов.
Задача данного параграфа - проанализировать понятие «социальный опыт» в его соотнесенности с понятием «семейная социализация». Социализация в широком смысле - процесс формирования социальных качеств личности. Человек в ходе социализации выступает в качестве ее объекта и субъекта. Социализация складывается как из формирования индивидуального, так и усвоения социального опыта.
А. Магомедов характеризует социализацию как процесс и результат деятельности. Поскольку процесса без результата не бывает, как и наоборот, социализация, как результат, служит своеобразным трамплином, основой тех или иных действий, жизненно важных для человека, групп, общностей, а также для вступления их во взаимодействие с общественными институтами. Поэтому социализация есть процесс и результат интеграции человека в сложную структуру межличностных и общественных отношений усвоения им социального опыта, профессиональных, социальных, политических, идейно-культурных, нравственных ролей, формирования этнического самосознания и образа жизни, норм поведения, ценностных установок,