Ви є тут

Концептуальные модели государственного социального страхования как формы социальной защиты и национальной безопасности общества в пореформенный период

Автор: 
Косарев Юрий Алексеевич
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
1999
Артикул:
1000335323
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................5
Раздел 1. Теоретико-методологические проблемы социальной защиты и страхования
Глава 1. Социальная зашита личности и национальная
безопасность общества.
1. Определение содержания понятий "социальная безопасность" и "национальная безопасность" .... 15
2. Особенности социальной безопасности и ее место в общей системе национальной безопасности..................................26
3. Угрозы жизненно важным интересам населения страны в социальной сфере.....................34
4. Социальная защита личности в системе национальной безопасности общества............42
Глава 2. Ретроспективные концептуальные системы социального страхования
1. Социальное страхование в дореволюционной России (1912 - октябрь 1917 гг.)..............58
2. Становление советской модели социального страхования (октябрь 1917 - 1933 гг.).........70
3. Основные особенности советской модели социального страхования (1933-1990 гг.).......77
Глава 3. Методологические подходы к реформировании) системы социального страхования
1. Новые социальные ориентиры.................91
2. Развитие сферы социальных гарантий........100
3. Роль государства в развитии социальной сферы.........................................105
4. Многообразие форм социальной защиты.......109
5. Два подхода к решению проблем социального страхования..................................115
2
Глава 4. Трансформация системы страховании в странах Запада
1. Регулирование отношений в области социального страхования....................................131
2. Страхование как форма социальной защиты.....136
3. Организация системы социальной защиты.......139
4. Виды страхования............................142
Раздел 2.
Концептуальные модели построении системы социального страховании
Глава 5. Проблемы социальной защиты населении
в переходный период
1. Кризис в экономике - кризис в социальной ПОЛИТИКИ.......................................149
2. Перестройка социальной политики в начале экономических реформ...........................155
3. Изменение социально-трудовых отношений
в переходный период............................159
4. Проблемы правового обеспечения социальной политики.......................................164
5. Современные концепции социальной политики.......................................167
6. Общегосударственная социальная доктрина.....174
Глава 6. Общий концептуальный подход к построению системы социального страхования
1. Проблемы социального страхования в условиях рыночной экономики.............................180
2. Принципы построения системы социального страхования....................................196
3. Механизмы реализации модели социальною страхования....................................210
4. Профсоюзы и социальное страхование..........227
5. Страхование от социальных рисков............232
3
конкурентов создает наибольшую угрозу мировой стабильности и в настоящее время, приобретая особую остроту.
Сегодня действительно участились "рецидивы экономических войн между развитыми странами, экономика которых испытывает депрессию". В некоторых случаях они сопровождаются "заключением многосторонних соглашений о создании особых торговых зон в рамках тех или иных регионов земного шара"13.
Уже ни для кого не является секретом тот факт, что мировую экономическую политику определяют крупнейшие транснациональные корпорации, образовавшиеся в результате слияния банковского и промышленного капиталов. Именно они в первую очередь заинтересованы во все новых источниках сырья и рынках сбыта.
Россия одна из немногих стран, обладающих огромными природными богатствами и месторождениями, большой и малозаселенной территорией. Ее богатства, несомненно, представляют интерес для сильнейших стран мира. Поэтому Российское государство не должно исключать возможность геополитической экспансии.
Предметом геополитической безопасности государства помимо экономической и политической самостоятельности является территориальная целостность, а конечным критерием -сохранение мира на Земле. Но сохранить целостность в условиях нарастания дезинтеграционных процессов и сепаратистских настроений внутри страны очень трудно.
Что касается России, то ряд экономически развитых стран заинтересован в стимулировании дальнейшего распада РФ, хотя они и не спешат активизировать свою политику, опасаясь утратить достаточно хрупкое европейское благополучие.
Европейское сообщество сегодня заинтересовано в том, чтобы Россия была стабильной, но конфедеративной, что давало бы возможность странам Европы удовлетворять свои экономические интересы на сс территории через создание соответствующих зон.
Перечисленные внешние угрозы, наиболее реальные для нашей страны, носят преимущественно скрытый характер. Сегодня они возрастают в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на Урале и Средней Волге, а также на границах с некоторыми сопредельными государствами. Защищать национальные
15 Кривохия;а В.И. Указ. соч. - С. 12.
29
интересы страны необходимо, но не в ущерб экономическому сотрудничеству, а четко отслеживая собственные интересы и предусматривая возможность появления разного рода угроз.
Если не защищать национальные интересы, то это может привести к разрушению страны. И "нашим ближним и дальним соседям" даже не нужно будет "тратиться на проведение скоординированной, массированной стратегии по развалу страны - достаточно последовательно реализовывать собственные экономические интересы"14.
Для повышения стабильности геополитического положения России важно не только отслеживать угрозы своей целостности, но и способствовать усилению реинтеграционных процессов со "своими бывшими" республиками прежде всего в области экономики. Распад советского государства свершился, и назад пути нет, но выход из состояния глобального кризиса для всех независимых стран Содружества сегодня может быть в одном - в объединении.
Несмотря на актуальность консолидации для стран СНГ. процесс этот идет медленно и болезненно. Причина, видимо, в том, что каждое из независимых государств пугается "исторической обреченности жить вместе" и еще не сполна испытало бремя собственной свободы.
Не способствует реинтеграции и геополитическая неопределенность такой формы объединения, как СНГ: в ней еще много вопросов и нерешенных проблем. Эта неопределенность мешает России однозначно решить вопрос об обеспечении своей военной безопасности. Надо подчеркнуть, что ни российское общество, ни политическое руководство страны в полной мере еще не осознали реальную возможность появления новых военных угроз в следствие размытости границ российского государства.
Сегодня уже очевидно, что нельзя недооценивать и такие виды безопасности как социокультурная и информационная. Специалисты в этих областях прогнозируют постепенное перемещение внешних угроз из военной и даже материальной сфер в интеллектуальную и духовную.
Внешние угрозы могут относиться не только к государству и обществу в целом, но и к его различным социальным группам, общностям, организациям и объединениям, к конкретному гражданину независимо от того, находятся они на
14 Том же.-С. 15.
30