2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПРОБЛЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ: ИСТОРИКОКОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ 12
1.1. Эвристичность основных подходов к определению и изучению свободного времени 12
1.2. Трансформация социальных процессов и изменение функций свободного времени 31
1.3. Выводы 46
2. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ СФЕРЫ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ 47
2.1. Индикативная и регулятивная функции свободного времени 47
2.2. Обоснование применения многомерной диагностики для исследования сферы свободного времени 65
2.3. Выводы 80
3. СФЕРА СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ СРЕДНЕГО ГОРОДА: ОСОБЕННОСТИ МНОГОМЕРНОГО АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( НА ПРИМЕРЕ ТАГАНРОГА) 82
3.1. Свободное время в пространстве «потребности» 82
3.2. Свободное время в пространстве «интересы»
95
3.3. Свободное время в пространстве «субъектность» 110
3.4. Свободное время в пространстве «вероятность изменений» 119
3.5. Диагноз и тенденции развития сферы свободного времени 133
3.6. Выводы 138
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 146
ПРИЛОЖЕНИЕ 155
20
ны единого диалектического процесса существуют в самом свободном времени. В этой ситуации следует, очевидно, поставить вопрос о противоречивости самой природы свободного времени, неоднозначность которого обусловлена тем, что оно с одной стороны выступает как явление, детерминированное обществом и обладающее известной нормативностью, но, с другой, - оставляет индивиду возможность выбора. Иными словами, выражает диалектику свободы и относительной необходимости, устойчивости и изменчивости /121/.
Существует заметное разнообразие исследовательских концепций и в анализе признаков свободного времени.
Один из подходов отличительной чертой свободного времени считает наличие времени освобожденного от всякого рода непреложных затрат (работа и затрата времени, связанные с ней, труд в домашнем хозяйстве, удовлетворение физиологических потребностей) /27/.
Свободное время проявляется прежде всего в деятельности, определяемой внутренней, личной необходимостью, иначе говоря системой жизненных ориентаций, потребностей и интересов, проявляющихся в культурно-досуговой деятельности каждого человека.
Спецификой деятельности человека в свободное время являются взаимозаменяемость занятий и свобода их выбора. Следует отметить, что здесь личности предоставляется относительно больший диапазон свободы выбора видов, места и способов деятельности в сравнении с другими сферами социальной жизни (например, со сферой труда, быта и т.п.) /69,120,/. То есть деятельность в сфере свободного времени не имеет столь жесткой регламентации со стороны социальной среды, как другие сферы жизнедеятельности, способ поведения в большой степени определяется самой личпостыо. Естественно, что социальная среда все же накладывает свои ограничения, выражающиеся в требованиях, предъявляемых личности и возможностями, которые она в состоянии ей предоставить. При этом человек может не только выбирать вид деятельности, по и выбрать «ничегонеделание», а также отказаться от свободного времени в пользу непреложных затрат. 14 тогда сущность свободного времени сводится к одному из его признаков - свободе выбора.
Конечно, свобода выбора всегда ограничена как объективными, так и субъективными факторами, диапазоном реальных возможностей каж-
21
дого человека. В первую очередь должны быть объективные возможности для выбора, находящие свое выражение в определенном уровне развития социальной инфраструктуры досуга, доступности достижений культуры, поскольку именно они во многом определяют духовные потребности и интересы индивидов. Не менее важное значение в формировании отношения человека к свободному времени имеют личностные факторы, связанные с возрастом, состоянием здоровья, семейным положением и т.д.
Иная точка зрения на определение признаков свободного времени сводится к попыткам определить его специфику через одну из функций свободной деятельности - развитие личности. Своеобразной модификацией этого подхода является сведение свободного времени к определенному набору занятий, предназначенных для отдыха, развлечений, физического и духовного развития личности /100/.
Сторонники следующей методологической позиции стремились раскрыть социальную сущность свободного времени. Намерение обосновать его как пространство «самоценной» деятельности «по собственному усмотрению» было направлено на то, чтобы подчеркнуть сводо-сообразность человеческого поведения в качестве отличительного признака. Причем исследователи пришли к выводу о неравноценной значимости одних и ч ех же действий у разных людей, групп и социальных слоев. Соотнесение со свободным временем того или иного запятая непосредственно связывалось с личностными установками, ориентациями, с нормами и ценностями социального окружения.
Принципиально важно, что в изучении проблематики открывалась возможность постижения субъективных, социально-психологических мотивов. Свободное время как бы «индивидуализировалось», превращаясь в категорию, отражающую жизнь общества через характеристику отношения человека к действительности, к социальной среде /128/.
Обобщая вышесказанное, можно выделить основные признаки свободной деятельности. Во-первых, эго возможность располагать временем, освобожденным от непреложной дея тельности. При этом времяпрепровождение является само по себе ценностью для человека и строится «по собственному усмотрению».
- Київ+380960830922