Ви є тут

Профессиональная ориентация учащихся городских общеобразовательных школ в условиях трансформации общества : На примере городов Набережные Челны и Нижнекамск

Автор: 
Макарова Татьяна Борисовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275546
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение
Глава 1. Профессиональная ориентация учащихся городских
общеобразовательных школ как объект исследования социологической науки
......................................................................13
1.1. Понятие и сущность профессиональной ориентации...................13
1.2. Роль социальных факторов в профессиональной ориентации учащихся в современном обществе........................................................................42
1.3. Социально-профессиональные намерения учащихся городских
общеобразовательных школ....................................................................65
Глава 2. Состояние и основные направления совершенствования системы профессиональной ориентации учащихся........................................................89
2.1. Общее и особенное в процессе реализации системы
профессиональной ориентации учащихся в разных типах общеобразовательных учебных заведений...........................................................................89
2.2. Пути повышения эффективности системы профессиональной ориентации
учащихся..............................................................109
Заключение............................................................138
Библиография Приложения ..
149
164
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Смена социально-экономического уклада жизни, изменение политической ориентации, господствовавшей идеологии привели к изменениям во всех сферах жизни общества, в том числе и профессионально-трудовой. В последнее десятилетие возникла новая ситуация профессионального определения молодежи.
Так, если советский период развития общества характеризовался емким рынком труда, нуждающимся в трудовых ресурсах различного профиля, государственным планированием и контролем за трудоустройством молодых специалистов, устойчивыми ценностными установками на труд как социально необходимую деятельность, независимостью выбора от материального достатка, то переход общества к рыночным отношениям привел к радикальным изменениям в образовательной и трудовой сферах, затрудняющих процесс профессионального выбора.
Отказ государства от контроля данной сферы вызвал формирование у молодежи установки на активное самоопределение.
Отмена централизованного планирования и директивного распределения, отсутствие продуманного механизма прогнозирования развития сфер рынка труда усложняет учет потребностей государства в необходимых профессиональных кадрах, что приводит к рассогласованию рынка образовательных услуг и рынка труда, несоответствию запросов последнего предложениям учреждений профессионального образования, а, следовательно, к затруднению трудоустройства и росту безработицы.
Неясность перспектив развития в стране ряда отраслей производства делает невозможным процесс ориентирования молодежи на определенные профессии.
Появление новых профессий, обслуживающих рыночное хозяйство, с одной стороны, расширяет возможности выбора, с другой, имеющееся многообразие рождает трудности в его совершении.
соответствующее его представлению о той роли, которую он может хорошо выполнить.
Дж. Холланд в качестве основного элемента при выборе профессии выделяет психологические характеристики личности1. Все многообразие профессий он делит на несколько групп, каждая из которых имеет свой специфический образ жизни, отличается своеобразием проблем и выполняемых ролей. Акт выбора профессии заключается в отнесении своих психологических особенностей к одной из таких групп. Найдя большее соответствие, человек совершает выбор.
Таким образом, психологические концепции профориентации в основу профессионального выбора ставят индивидуальные психологические особенности личности (способности, интересы, черты характера). Процесс выбора представляется в установлении соответствия между возможностями личности и требованиями профессии. Чем оно полнее, тем правильнее и эффективнее сделанный выбор. В этом случае профессиональная ориентация заключается в выявлении соответствия «человек - профессия», в определении психологической сущности профессиональной пригодности, а так же в формировании профессиональной направленности личности.
Педагогическое направление в изучении профессиональной ориентации получило обоснование в работах A.C. Макаренко, А.Е. Голомштока, М.Д. Виноградовой, А. Сейтешсва, П.А. Жильцова, P.C. Соломатина, Л.П. Ашихмина2.
С точки зрения педагогического подхода, профессиональную ориентацию можно определить как процесс целенаправленного воздействия
1 Holland J.L. Major programs of Research on Vocational bihaviur. - In: Man in a World at Work. Boston, 1964, Ch. 12, p. 259-284.
2 См.: Макаренко Л.С. Выбор профессии. Собр. соч., Т.5. - М., 1958; Виноградова М.Д. Воспитательная работа с подростками в школе по выбору профессии / М.Д. Виноградова. - М., 1961; Сейтешев А.П. Пути воспитания профессиональной направленности личности учащегося и молодых рабочих / А.П. Сейтешев. -М., 1974; Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника (воспитательная концепция профессиональной ориентации) / А.Е. Голомшток. - М., 1979; Жильцов П.А. Педагогическая профориентация учащихся / П.А. Жильцов, P.C. Соломатина. - М., 1973; Ашихмина Л.П. Педагогические условия повышения эффективности профессиональной ориентации школьников: аспект управления / Л.П. Ашихмина.-Томск, 1990.
на учащихся, в часы плановых учебных занятий и во внсучебное время, с целью формирования у них социально значимых мотивов выбора профессиональной деятельности, готовности к совершению выбора, трудовой этики, а так же воспитания трудолюбия, ответственного отношения к труду. Профориентационная направленность школьных учебных дисциплин способствует перерастанию познавательного интереса в профессиональный.
В рамках изучаемой проблемы следует выделить воспитательные концепции подготовки молодого человека к выбору профессии А.Е. Голомштока и Д. Дьюи.
А.Е. Голомшток рассматривает подготовку к выбору профессии как деятельность школы по формированию личности учащегося, в результате которой происходит его профессиональное самоопределение. Сам же процесс профессионального самоопределения определяется как результат сознательного, целеустремленного воздействия на личность учащегося, прежде всего через учебно-воспитательную деятельность1.
Согласно Д. Дьюи, в процессе воспитания можно лишь выявлять и развивать определенные свойства и способности личности, но не формировать новые. Посредством профориентации производится распределение детей по разным направлениям учебы в зависимости от врожденного и практически неизменяемого уровня интеллектуальной одаренности. Роль педагога при этом состоит в пассивной фиксации уровня профориентационной зрелости и в педагогической адаптации личности к проблеме выбора профессии2. Данные авторы, в связи с разным пониманием процесса воспитания, по-разному определяют роль его в профессиональном становлении молодежи.
Таким образом, в педагогическом подходе основное внимание уделяется изучению специфики профориентационной направленности
1 См.: Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника (воспитательная концепция профессиональной ориентации) / А.Е. Голомшток. - М., 1979. - С. 32.
2 См.: Захаров H.H. Профессиональная ориентация школьников / H.H. Захаров. - М., 1988.