ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...........................................................5
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию социального феномена детства
1.1. Проблема детства в социологии...........................19
1.2. Основные положения концепции социального конструирования детства..............................43
1.3. Исторические трансформации детства......................63
1.4. Наука как агент социального конструирования
детства в XX веке........................................92 •
Глава 2. Особенности процессов конструирования детства в России 90-х годов
2.1. Детство как объективная и субъективная реальность.......115
2.2. Основные агенты конструирования детства
на микросоциальном уровне................................152
2.3. Реализация прав ребенка в Российской Федерации как альтернация детства.............................................186
2.4. Детская субкультура неистнтуционализированный
сектор детства...........................................202
2.5. Институционализация современного детского движения
и тенденции его развития.................................217
Глава 3. Социологическое конструирование детства
3.1. Спеииатьная социологическая теория детства..............234
3.2. Подходы к эмпирическим исследованиям детства............246
3.3. Социальное прогнозирование и проектирование детства 264
Заключение........................................................280
Список использованных источников..................................288
Приложение........................................................318
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие XX века в мировом сообществе проблемы детства обсуждаются с особым вниманием. Признание значения таких вопросов возрастает но мере распространения концепции прав ребенка. В мире все больше укрепляется идея о том, что повышение внимания к детству, улучшение жизни детей - это не вопрос дальновидности или щедрости отдельных правительств, это основополагающее моральное и юридическое требование времени.
Конвенция СЮН о правах ребенка, которую за прошедшее после ее принятия десятилетие ратифицировали почти все страны мира, стимулирует серьезные изменения в законах, политике и практике поддержки и защиты детства. Сфера предпринимаемых государствами целенаправленных действии в отношении детства существенно расширилась. При этом наблюдается известный разрыв между признанием ценности детства для индивидуальной жизни человека, для общества в целом и фактическим статусом детства, проявляющемся в большой степени через положение детей
Реальная жизнь детей как социальной группы и реальная жизнь различных детских сообществ в современной России подвергаются влияниям текущих социальных и культурных изменений. Несмотря на
предпринимаемые усилия, положение детей является одной из важнейших проблем современности, как в нашей стране, так и в мире в целом. В России происходит падение уровня жизни и благосостояния большинства детей, ухудшаются показатели их физического здоровья, возможности для развития, затруднено их активное участие в жизни общества.
Объективный анализ изменений детства составляет научную основу для создания эффективных социальных технологий государственной поддержки детей в период структурной перестройки общества. Государственная политика в интересах детей, становление которой происходит в России, предполагает заботу о материальных и духовных условиях развития подрастающего поколения. Эта политика способствует
з
Происходящие в XX веке трансформации в отношении-детства заставили усомниться в единообразии этого феномена в исторической ретроспективе Для исследований детства с 60-х годов стал активно привлекаться исторический метол, позволивший анализировать изменения человеческого общества на основании исторического материала.
Историческая демография, история семьи и воспитания не могли обойти стороной изучение особенностей развития и становления личности ребенка в разные исторические эпохи. Собственно становление истории детства связывают с именем французского историка Филиппа Ариеса и его книгами "История детства" и "Ребенок и семейная жизнь при старом порядке", появившимися в 60-е годы. Эти произведения раскрывали специфику отношения к детям и детству в средневековом обществе. Вслед за Ф.Ариесо.м глубокими исследованиями в этой области занялся Ллойд де Маис, опубликовав несколько произведений: "История детства" (1974), "Слышите, как плачут дети?" (1977), "Эволюция детства" (1984). (363) В 1978 году' в Лондоне появилась книга Д.Херлихи "Средневековые дети", посвященная аналогичной проблематике. Взаимоотношения дстсгва и взрослости на микросоциальном уровне были рассмотрены в работах Дэвида Ханта "Родители и дети в истории. Психология семейной жизни во Франции в начале Нового времени" (1970), Лоуренса Стоуна "Семья, секс и брак в Англии. 1500-1800." (1977). Среди книг, опубликованных в 80-90-е годы, должны быть названы труды Кармен Люк "Педагогика, книгопечатание Детство в свете дискурсии" (1989), А.Вильсон "Младенчество истории детства: критика Филиппа Ариеса" (1980), Суламифь Шахар "Детство в средние века" (1990), Барбары Хакавальт "Взросление в средневековом Лондоне" (1995), Карин Калверт "Дети в доме. Материальная культура раннего детства. 1600-1900" (1995). (140) Одним из ярких примеров исследования проблемы "на расстоянии" является работа Вивианы Зеяицер об изменении ценности детей, основанная на анализе документов- бытовых
31
писем эпохи- о взглядах и поведении, связанных со смертью детей.в конце XIX века. (395)
Прошлое десятилетие в Германии отмечено рядом крупных социолого-исторических исследований, раскрывших тенденции трансформаций детства на мнкросоциальном уровне в различные исторические эпохи: Гелис "Эволюция статуса ребенка в Западной Европе" (1986), Рихтер "Картины детства времен буржуазного общества" (1987), 13ильд "Отцовство в эпоху Просвещения в Германии" (1987), Глантшнид "Любовь как дрессура: воспитание детей в эпоху Просвещения" (1987 ). (396)
Как видно, особое внимание историки уделяют в своих работах детству в средние века и в период становления буржуазного общества Па основе зафиксированных ими новых для той эпохи социальных практик (создание предметов материальной культуры детства, изменение родительских отношений с детьми и т.д.) могут быть сделаны выводы о глубоких трансформациях, которые претерпевало детство. Эти данные со всей очевидностью поднимают вопрос: когда и с помощью каких процессов возникло или было "сконструировано" детство.
В российской науке существовали идеи о необходимости развития особого историко-социологического подхода к изучению детства. Известный российский психолог В.В. Давыдов высказывал идею о необходимости создании "Теории исторического развития детства", где объектом развития выступала бы система отношений между детством и взрослым обществом в их историческом ракурсе, где успешно интегрировались бы знания нескольких дисциплин: психологии, истории и социологии. (284, С. 13)
Большое значение для понимания феномена детства имеют работы И.С.Кона. (127, 128, 129, 130, 131, 132, 133) Именно его работы в 60-х- 80-х годах были первыми теоретическими и методологическими трудами по рассмотрению детства как социального явления после десятилетий молчания социологии детства. Акцентированные в целом на социатьно-психологическнс проблемы становления личности в детском и подростковом
32
- Київ+380960830922