Ви є тут

Институциональная трансформация таможенной службы России: состояние и динамика

Автор: 
Волков Роман Сергеевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
298236
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
стр.
3
Глава 1. Теоретические основании социологического анализа 13 институциональной трансформации таможенной службы в России
1.1 Методологические ресурсы институционального подхода к изучению 13 таможенной службы
1.2. Институционализация таможенной службы России в условиях 43 институциональной трансформации
1.3. Модернизация таможенной службы как фактор эффективности 68 институциональной трансформации
Глава 2. Институциональная трансформация таможенной службы в 88 России
2.1. Трансформация социальных практик таможенного регулирования 88
2.2. Социокультурные нормы и неправовые практики таможенной службы 110
2.3. Кадровая политика как стратегия трансформационного поведения 137 таможенной службы
Заключение 163
Библиографический список использованных источников 169
Интернет-ресурсы 179
Приложения 181
Перечень необходимых обозначений и сокращений, используемых в 209 работе
3
Введение
Актуальность темы исследования.
Актуальность исследования институциональной трансформации таможенной службы Российской Федерации обусловлена происходящими в стране политическими, экономическими и социокультурными процессами, что влечет за собой качественное изменение социальных практик. Социальные практики представляют собой конкретные формы функционирования таможенной службы и определяются как устойчивые системы взаимосвязанного ролевого поведения социальных субъектов.
Анализ зависимости институциональной трансформации таможенной службы от качественного изменения повседневных массовых практик таможенного регулирования показывает, что характер таких изменений служит чутким критерием эффективности институциональных реформ в условиях глобальной интеграции. В рамках принятой Правительством Российской Федерации «Концепции развития таможенных органов Российской Федерации»1 (2005 г.), был утвержден проект развития Федеральной
таможенной службы до 2020 года (2009 г.). Однако недостаточная
интегрированность культурной и социальной структур таможенной службы приводят к тому, что высокие требования к культуре таможенной деятельности не соответствуют сложившимся повседневным формам поведения сотрудников, в результате чего не срабатывают мотивационные механизмы, возникают представления о возможности нарушения социокультурных норм и правил. Исследование социальных практик в таможенной службе - одна из актуальных общественных и исследовательских проблем, что обусловлено ролью таможенной службы РФ, ее активным участием в решении важнейших государственных задач.
1 «Концепции развития таможенных органов Российской Федерации» одобренная распоряжением Правительства от 14 декабря 2005 г. N 2225-р.
О решении коллегии ФТС России от 26 июня 2009 года «О проекте Стратегии Федеральной таможенной службы до 2020 гола», утвержденном приказом ФТС России от 27 июля 2009 года.
19
сдвиги в практиках, реализующих тот или иной институт', приводят к изменению содержания этого института. Таким образом, поведенческие стратегии, избираемые разными группами населения, оказывают едва ли не решающее влияние на развитие трансформационных процессов.
Изучать трансформационное поведение социальных субъектов в институте таможенной службы можно на разных уровнях. Первый из них составляют поведенческие стратегии, реализуемые отдельными индивидами, второй - типы стратегий, практикуемых конкретными группами или категориями населения, а третий - целостные социальные практики, в которых участвует много различных групп акторов.
Понятие «трансформационное поведение» является наиболее широким, охватывая все эти виды поведения. С точки зрения же изучения социальных преобразований, происходящих в институте таможенной службы, основной интерес представляют классификации поведенческих стратегий в зависимости от того, какие функции они выполняют по отношению к самим акторам и по отношению к обществу.
В основу первой из этих классификаций заложены цели, мотивы и средства реализации поведенческих стратегий. По совокупности этих признаков Т.П. Заславская выделяет четыре класса стратегий: 1)
достижительные, 2) адаптационные, 3) регрессивные и 4) разрушительные.
Наиболее распространенная цель достижителъных стратегий повышение индивидуального статуса, мотивируемое стремлением к росту благосостояния, профессиональному продвижению, политической карьере, улучшению качества и образа жизни, повышению социального престижа. Акторы, выбирающие такие стратегии, используют возможности, права и свободы как формально открываемые реформами, так и обусловленные их косвенными последствиями (например, неполнотой и несовершенством законов, временной бесконтрольностью частного бизнеса и пр.).
В основе адаптационных стратегий лежит стремление к социальному выживанию, сохранению прежнего или хотя бы минимально приемлемого
20
социального статуса. Реализация этих стратегий может способствовать и повышению, и снижению эффективности общественных практик. Но их важная позитивная функция состоит в повышении приспособленности людей к сложным условиям меняющегося общества. Они способствуют снижению социального напряжения, улучшению социального настроения и тем самым облегчают дальнейшие социальные преобразования.
Регрессивные стратегии, как правило, отражают стремление субъектов либо выжить (если не социально, то хотя бы физически), либо забыться, уйти от жизненных трудностей даже ценой социальной эксклюзии, потери социальных связей, минимального статуса и идентичности. Поведение такого типа несет в себе угрозу опуститься в нижние слои общества и на социальное дно.
Разрушительные стратегии носят агрессивный асоциальный характер.
21 .
Они направлены против других, а иногда и против себя. Подобное поведение чаще всего мотивируется жаждой наживы, не ограничиваемой моральными нормами, а также оживляющимися в трудные времена ксенофобиями.
Выделяют три класса поведенческих стратегий: конструктивный,
деструктивный и смешанный, неоднозначный. Поскольку регрессивные и разрушительные стратегии по природе своей деструктивны, реальных референтов имеют лишь 8 из 12 теоретически возможных типов поведения. Чтобы не останавливаться подробно на всех типах поведения, для изучения институциональной трансформации таможенной службы автором были отобраны конструктивные достижительные и деструктивные достижительные стратегии поведения наиболее характерные для анализа изменения социальных практик в институте таможенной службы. В.И. Верховин называет их легальное редистрибутивное и нелегальное редистрибутивное типы поведения дестрибутивной модели поведения, которая характеризуется распределением ресурсов между экономическими субъектами в рамках рыночной экономики.22
21 Заславская Т.И. Соииетальная трансформация российского общества. М.: Дело, 2002. - 568 с.
22 Верховин В.И., Зубков В.И. Экономическая социология: Монография. - М.: Изд-во РУДН, 2002 - 459 с.