2
Содержание
^ Введение..............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования процесса профессионального самоопределения молодежи..............................14
1.1. Профессиональное самоопределение как социальная проблема........14
1.2. Факторы, детерминирующие выбор профессии.
Мотивация профессионального выбора...................................40
1.3. Сущность и основные элементы профессиональной ориентации.
¥ Состояние профориентации в современной России........................56
Глава 2. Профессиональное самоопределение городской молодежи: критерии сформированности, этапы и модели............................80
2.1. Критерии оценки сформированности профессионального самоопределения......................................................80
2.2. Этапы формирования профессионального самоопределения: социологический анализ на примере г. Тюмени..........................93
' ^ 2.3. Роль системы образования в формировании профессионального
самоопределения молодого поколения..................................117
Заключение..........................................................140
| Библиография.......................................................145
I Приложения........................................................160
*
к
I
* *
Введение
Актуальность исследования.
Современная молодежь живет в условиях динамичного развития общества, которое оказывает многозначное воздействие на различные стороны ее жизни. Социализация российской молодежи в конце XX - начале XXI вв. протекает под влиянием разнонаправленных факторов: политических перемен в стране; трансформации ценностно-нормативной системы; новой социальной дифференциации в обществе; изменения шкалы престижности профессий; снижения уровня жизни большинства населения; роста безработицы; усиления неравенства в сфере образования.
Переход к рыночным отношениям привел к разрушению существовавшей системы воздействия на социализацию молодежи, государство отказалось от принципа патернализма в отношении социально-профессионального самоопределения. На сегодняшний день отсутствует согласованная система воздействия на социально-профессиональное самоопределение молодого поколения. Образовательные структуры не выполняют свои функции по формированию профессионального самоопределения, в результате чего молодое поколение вынуждено приспосабливаться к сложным условиям вхождения в общество, самостоятельно самоопределяться, оценивать свои профессиональные устремления и способности.
Исполнение государственных планов в системе образования сменилось ориентацией на запросы тех, кто непосредственно пользуется образовательными услугами. Профессиональные учебные заведения начази открывать набор на те специальности, которые пользуются спросом у молодежи, причем этот процесс принял массовый характер. Далекие по своему профилю от подготовки экономистов, бухгалтеров, юристов учебные заведения начали обучение по экономическим, управленческим, юридическим специальностям. Этот процесс не опирается на информацию о реальной и перспективной по-
16
альную дифференциацию этого этапа. Возраст от 13 до 18 лет он объединяет понятием «юношество» (adolescence), демаркационная линия отделяющая человека от детства проходит в 18 лет. В возрасте от 18 до 24 лет наиболее четко выступает дифференциация молодежи по ее семейному, правовому и профессиональному статусу. Эту стадию Розенмайер называет «молодые взрослые» (young adult). Если на первом этапе молодежь представляет собой однородную, гомогенную группу, то в возрасте 18-24 население становится социологически гетерогенным. Именно эта социально-профессиональная неоднородность и представляет особый интерес для автора данной работы. В позиции Розенмайера критерии возрастной периодизации даны недостаточно четко. Нижней границей является биопсихологический феномен полового созревания, обоснования же верхнего предела он практически не дает, ссылаясь только на тот факт, что на период от 18 до 24 лет выпадает наибольшее количество бракосочетаний [58,49].
Достаточно расширенную характеристику возрастного периода молодежи дает американский социолог Э. Кэмпбелл. Он определяет молодость как «период появления социального роста». Именно в возрасте 12-33 лет, по мнению Э. Кэмпбелла, происходят наиболее значимые изменения в требованиях общества к человеку и его интерпретации этих ожиданий [58, 50].
Отечественный социолог И. А. Громов предлагает возрастные границы молодежи, равные 11-25 годам, исходя из уровня социального созревания и отношения подрастающего поколения к различным институтам общества. Он подразделяет весь возрастной этап молодости на 3 подэтапа: подростковый (11-14 лет); юношеский (15-17 лет) и молодежный (18-25 лет). Интерес в этом делении представляет внутренняя возрастная дифференциация, в которой особое внимание уделено подготовительным стадиям [58, 51].
Одним из наиболее распространенных и общепринятых подходов в современной социологии молодежи является выделение молодежного возраста, предложенное С.Н. Иконниковой. Она определяет молодежь как «со-
17
циально-демографическую группу общества, включающую в себя молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет» [58, 53].
В настоящее время проблема возрастных границ молодежи остается обсуждаемой. В работах Б.А. Ручкина возрастной интервал молодежи определяется как 15-29 лет. При этом в этом возрастном интервале выделяется три периода: подростки - до 18 лет, молодежь - 18-24 года, «молодые взрослые» - 25-29 лет [67, ПО]. Обращение к правовым и профессиональным аспектам взросления приводит П.И. Бабочкина к установлению возрастных границ молодежи в пределах от 14 до 28 лет [67, 110]. Г.С. Ентелис делает вывод о том, что можно выделять молодежь в интервале 14-24 лет [67, 111].
Несмотря на разнообразие подходов к возрастной периодизации молодежи, диссертант в рамках концепции данного исследования считает более целесообразным применение периодизации, предложенной И.А. Громовым. Это связано со спецификой объекта данного исследования - профессионального самоопределения. Данная проблематика обусловила использование автором термина «молодежь» для обозначения возрастного периода от 11 до 25 лет, так как именно этот возрастной интервал условно соответствует процессу поэтапного включения молодежи в систему общественных отношений и позволяет акцентировать внимание на нескольких поворотных моментах в профессиональном самоопределении.
В данном исследовании автор также считает необходимым сосредоточить свое внимание на проблемах профессионального самоопределения только городской молодежи. Существует ряд существенных отличий в протекании данного процесса у молодежи города и села. Особенности профессионального самоопределения городской и сельской молодежи рассмотрены в работах Д.Л. Константиновского, В.Г. Костюк, М.М. Траскуновой, Г.А. Чередниченко. В частности Г.А. Чередниченко подчеркивает, что сельских юношей и девушек отличает потребность в труде как основной жизненной ценности и ранняя социальная зрелость [153, 72]. Это связано с осо-
- Київ+380960830922