Ви є тут

Ранняя социализация в городской среде

Автор: 
Сибирева Мария Юрьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
302546
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение..............................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения проблем
ранней социализации в городской среде................................18
1.1. Категория «детство» в истории социологии........................18
1.2. Ранняя социализация в парадигме «новой» социологии детства 44
1.3. Основы социологического анализа процесса ранней социализации
в условиях городской среды...........................................71
Глава И. Социально-пространственные характеристики городской среды в процессе ранней социализации......................................111
2.1. Методическое обеспечение исследования (программа,
методика сбора и анализа данных)....................................111
2.2.Социально-пространственные характеристики Санкт-Петербурга в процессе ранней социализации и реализация некоторых проектов глобальной инициативы ЮНИСЕФ «Города,
доброжелательные к детям»...........................................132
Заключение..........................................................156
Литература..........................................................162
Приложение..........................................................186
3
Введение
Актуальность темы исследования. Процесс ранней социализации в городской среде привлек внимание исследователей детства только в последние десятилетия. Особую актуальность эта тема приобрела в связи с тем, что в современном мире наблюдается беспрецедентный рост городов, который, с одной стороны, несет населению урбанизированных стран стабильное экономическое процветание, мощное социальное развитие, большие возможности для полной реализации творческого потенциала личности; с другой - процесс сопровождается беспорядочным строительством городов, расползанием «вширь» за счет уничтожения природных зон, высокой мобильностью населения и кризисом управления. Вызванная урбанизацией и миграцией напряженность в обществе (присущая как экономически развитым, так и бедным странам) усугубляется социальным неравенством, особенно обострившимся в условиях глобализации. «Городская эпоха» разрушает представление о традиционном городе и ставит перед цивилизацией задачу нового осмысления влияния городской среды на жизнь человека, особенно ребенка. Происходит трансформация основных институтов социализации, а возможность участвовать в социальной жизни города, принимать решения, делиться своими проблемами у социально-возрастной группы «дети» по-прежнему носит ограниченный характер.
Современная международная политика в области детства базируется на общепризнанных международных нормах Конвенции ООН о правах ребенка. Это положение нашло отражение в ежегодном Послании Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации (30.11.2010): перед всем обществом была поставлена первоочередная задача, нацеленная на то, чтобы двадцать шесть миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране, полноценно развивались, росли здоровыми и счастливыми, стали ее достойными гражданами.
19
Историческое изучение детства является одним из источников «новых социальных исследований детства». С социологической точки зрения история России осмысливается и предстает не как привычный упорядоченный набор дат, фактов и событий, а как процесс развития личности, семьи, собственности, права, общества и государства.12 В рамках общественной практики детство всегда связывалось не только с определенными биологическими характеристиками человека в данный возрастной период, но и соответствующим социальным статусом ребенка, его правами и обязанностями. Детство можно определить как «...период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества»13. Социальная зрелость, в свою очередь, зависит от конкретного исторического периода, уровня развития и структуры общества, особенностей социализации. Таким образом, категория «детство» развивается вместе с социально-историческими изменениями, чья природа зависит от преобладающих представлений, поддерживаемых обществом и им же создающихся.
В историческом изучении детства обращает на себя внимание тот факт, в какой степени достижения социализации пересекаются с процессами социального порядка, т.е. условий при которых возникают, поддерживаются и разрушаются различные образцы социальной организации.14 Согласно концепции Д.Б. Эльконина, категория «детство» появляется тогда, когда ребенка становится невозможно включить в систему общественного воспроизводства материальных благ. На ранних стадиях развития человечества период воспитания детей был непродолжительным: «...дети
уже в раннем возрасте знают все задачи, которые ставит жизнь, они рано
12 Миронов Б.Н. Историческая социология России: Учсбн. Пособие / Под общ. Ред. В.В. Козловского. -СПб.: Издательский дом С.-Петсрб. ун-та; Интсрсоцнс, 2009. С. 2.
13 Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1998. С. 14.
14 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995. — 323 с.
20
становятся независимыми от взрослых...».15 Относительная легкость и кратковременность процесса обучения, основанного в основном на имитировании действий, понятных и доступных как физически так и когнитивно, способствовали тому, что детство сводилось лишь к периоду младенчества, когда ребенок не мог сам о себе позаботиться: с «применением примитивных орудий для сбивания плодов и выкапывания съедобных корений, ребенок очень рано приобщался к труду взрослых, практически усваивая способы собирания пищи...».16
По мере усовершенствования орудий труда, их усложнения, дети как бы выталкиваются из «взрослого общества» и предоставляются сами себе. По мнению Кудрявцева В.Т. и Уразалиевой Г.К.17, подобное разделение значило бы для мира животных верную гибель детенышей и вымирание вида, в истории же человечества это стало необходимостью в новых условиях общественно-производственного процесса. Данное обстоятельство может объясняться особенностями развития ребенка: сложная трудовая
деятельность требует соответствующих навыков, которые дети могут развить только к определенному возрасту. Земледелие ассоциируется с физическими усилиями, а наблюдаемые на протяжении истории человечества усовершенствования различных механизмов воспроизводства материальных благ уже подразумевают под собой удлинение процесса обучения и созревание ребенка не только в физическом, психологическом и умственном развитии, но и социальном.
С другой стороны, данная «эмансипация» детей от мира взрослых имела для первых достаточно большое значение: на протяжении долгого времени
15 Элькошш Д.Б. Психическое развитие п детских возрастах: Под редакцией Д. И. Фсльдштсипа/ Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. - 2-е «од. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. С. 159.
16 Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. - М.: Триполи, 1998. С.21-22.
"Кудрявцев В.Т., Уразалисва Г.К. Культурно-образовательный статус детства // Социологические исследования. - 2000. - № 4. - С. 59-65. С.60.