ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
Теоретико-методологические проблемы формирования ценностных ориентаций подрастающих поколений на семейный образ жизни и здоровье в трансформирующемся обществе............................................12
1-1. Особенности социологического подхода к изучению роли семейной социализации и социального воспитания в формировании индивидуальных ценностных ориентаций и установок юношества .........
12
1-2. Методологические проблемы исследования ценностей и установок молодых людей к семейному и здоровому образу жизни в условиях кризиса семьи................................................52
ГЛАВА 2
Социальный эксперимент как средство нравственного воздействия на ценностные ориентации и социальные установки молодых людей.............76
2-1. Социальный эксперимент как метод целенаправленного воздействия (социального воспитания) на ценностные ориентации юношества............................................!...............77
2-2. Социологическое измерение социальных установок на семью и здоровье в ходе социального эксперимента по нравственному изменению ценностных ориентаций индивида.........................114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................166
БИБЛИОГРАФИЯ................................................. 171
Приложение №1.
Опросный лист-анкета «О дне сегодняшнем и завтрашнем»..........183
Приложение №2.
Описание экспериментальных процедур, методик, технических приемов и условий социолого-педагогического эксперимента.................. 212
Приложение №3.
Комбинационные таблицы первого замера и линейные распределения по результатам исследований «до и после»............................265
2
ВВЕДЕНИЕ.
Общая характеристика работы.
Актуальность темы исследования. Современные изменения, происходящие в социально-политической и экономической жизни России пронизывают все сферы деятельности и не могут не затрагивать процессы формирования ценностных приоритетов общества, социальных групп и личности. Трансформация российского общества, предпринятая в 90-е годы XX столетия, связана с радикальным изменениям социальных процессов, социальной структуры и систем жизненных ценностей. Перед социальными науками встала задача фиксации и объяснения происходящих процессов в социальном устройстве жизни и в ценностных ориентациях личности. При этом особо актуальными становятся вопросы формирования ценностных ориентаций подрастающих поколений в процессах социализации и социального воспитания,’ прежде всего, трудностей в формировании у молодежи нравственной основы иерархии ценностей.
Целый ряд социальных проблем, относящихся к смене социального строя в стране и к резкому расслоению общества (таких как ухудшение здравоохранения и здоровья населения в связи с наркоманией, алкоголизмом, курением; рост показателей социальной патологии и девиантного поведения, социального сиротства и безнадзорности, рост общей и подростковой преступности, и т.д.) затрудняет для подрастающих поколений процесс нравственного формирования личности. Возникают трудности в укреплении ориентаций на заботу о здоровье и продолжительности жизни в связи с распространением среди молодежи негативных форм самосохранительного поведения, уменьшающих и без того низкую среднюю продолжительность жизни (65 лет) и не способствующих сокращению огромного разрыва в сроках жизни мужчин и женщин (13 лет).
Одновременно, кризис института семьи - базового института социализации, определяемый научной школой фамилизма в качестве ценностного кризиса, падения ценности семьи и детей в общественном мнении1 - не способствует устранению негативных влияний трансформирующегося социума на форми-
1 Кризис семьи и депопуляция в России. КруглыЛ стол, апрель 1998. // Научи, ред. А.И.Антонов. - М., 1999; Кризис семьи и пути его преодоления. Научный доклад А.И. Антонова и В.А.Борнсова. - М., 1990.
3
совой пропаганды является процессом социального влияния. Эффективность этого воздействия должна измеряться с помощью процедур, отличающих декларативные намерения от подлинного изменения ценностей. Для выделения воспитательных воздействий на юношество имеет смысл считать целенаправленные усилия по изменению индивидуального поведения педагогическими т.к. этим подчеркивается намерение произвести положительную перемену самосознания. Усилия по приобщению к нравственным образцам или по росту степени нравственности в действиях и поступках рассматриваются в рамках социальной педагогики.
Поэтому процесс увеличения в индивидуальном поведении молодежи элементов нравственности, процесс перемены девиантного образа жизни на социально одобряемый лучше всего рассматривать в пределах социального воспитания. По мнению А.И. Антонова «проблема формирования ценностных ориентаций личности, релевантных ценностным приоритетам общества — самая сложная в социальных науках, не имеющая до сих пор общепринятых решений в социологии», однако, «ценностный подход» к воздействию на установки и ориентации, на поведение людей «как нельзя лучше определяет сущность пролонгированной социализации или социального воспитания»53.
Термин «социальное воспитание» полезно использовать во всех случаях, когда рассматривается процесс социального воздействия на установки личности к моральному образу жизни в целях приближения к нравственным образцам поведения. Этот процесс характерен именно для социальной педагогики, которая разрабатывает модели нравственного поведения личности и определяет педагогические пути достижения этого людьми разного возраста в разных социальных сферах и ситуациях.
Существуют различные определения понятия «социальное воспитание», дополняющие друг друга. Мудрик A.B. рассматривает социальное воспитание как процесс относительно социально контролируемой социализации, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности и отношения, позитивно ценные для общества, в
iy Антоном А.И. Отзыв официального оппонента на диссертацию A.B. Щсклеиной «Педагогические условия взаимодействия субъектов социальной работы в зарубежном опыте» (отзыв представлен диссертанту автором).
26
котором он живет54. Социальное воспитание является намеренным формированием свойств общечеловеческого поведения и определённого типа личности, усвоившей социальный опыт жизни в конкретном обществе, способной активно участвовать в продуктивной деятельности и взаимодействии с другими людьми. Поэтому социальное воспитание - это процесс и результат взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (духовного-нравственного, гражданского, правового, религиозного и целенаправленного семейного); это процесс общественного решения задач активного приспособления человека к определённым ролям, нормативным установкам и образцам социального проявления55,56.
Василькова Ю.В. и Василькова Т.А. считают, что социальное воспитание - это забота общества о своем подрастающем поколении. Оно должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Для физического, психического и социального развития личности создаются общественные, государственные и частные учебно-воспитательные учреждения57.
Р. Соколов отмечает еще один важный аспект воспитания, и определяет социальное воспитание как воспитание во имя гражданского общества, воспитание созидателя гражданского общества и воспитание в гражданском общест-ве58.
Социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития и формирования духовно-ценностной ориентации. Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта молодежи, их образования и индивидуальной помощи им.
МуОрик A.B. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М., 2000. - C. III. Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.
Хариса А.Г. Социология воспитания. - М., 1990.
Василькова Ю.В.. Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М., 1999.
Соколов Р. Социальное участие в отечественном общественно-политическом движении XX века. - М., 2000.
27
- Київ+380960830922