Ви є тут

Особенности социализации студенческой молодежи в условиях закрытого административно-территориального образования : ЗАТО

Автор: 
Лопашов Вячеслав Викторович
Тип роботи: 
ЗАТО
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
154
Артикул:
192309
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
2
ВВЕДЕНИЕ...........................................3
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ......................16
1.1 КЛАССИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ...........................16
1.2 ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ МОЛОДЕЖИ...........................34
Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЗАТО...............64
2.1 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ
МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЗАТО..........................64
2.2. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА......................................88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................117
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................121
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.....................................132
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.....................................147
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
152
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Российское государство, провозгласившее курс демократических реформ, имеет шанс претворить этот выбор в жизнь, только обеспечив эффективное воспроизводство социальной и интеллектуальной структуры социума. В период преобразований началось формирование молодого поколения нового типа, свободного от идеологических догм, здравомыслящего, прагматично настроенного.
В связи с этим в теории социализации на первое место выдвигаются научные модели, ориентированные на описание процессов гармонизации и рационализации социального поведения современного молодого человека и на моделирование механизмов сознательного влияния на эти процессы.
Актуализация научного интереса к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций студентов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.
Студенческая молодежь объективно выступает носителем инновационной функции общественного развития, но ее реализация сдерживается отсутствием эффективной системы интеграции молодежи в социум, что находит отражение, в первую очередь, в отставании системы высшего профессионального образования от предъявляемых требований на рынке труда.
Вхождение высшей школы в систему рыночных отношений создает ситуацию, требующую пересмотра содержания и направленности системы социализации студенчества. Объектом исследования социологов в последние годы становится молодежь, социальное становление которой происходит в регионах и провинции.
14
Положения, выносимые на защиту:
Социализация студенческой молодежи ЗАТО в значительной степени обусловлена ее взаимодействием с окружающей социокультурной средой.
На социализацию молодежи, проживающей в условиях ЗАТО г. Сарова существенное влияние оказывает два взаимообусловленных макрофактора. Первый (структурный) - сформированная единая научно - образовательно -инновационная среда жизнедеятельности в ЗАТО и сосредоточение в локально ограниченном пространстве глобального по ресурсам и технологиям научного потенциала. Второй (функциональный) - регламентация контактов населения с внешним миром (ограничение территориальной мобильности, свободного передвижения границами ЗАТО).
Взаимодействие этих факторов создает особую пространственную социокультурную среду жизнедеятельности, в которой общероссийские проблемы развития молодежного социума (занятости, доходов, обеспечения жильем, роста преступности и т.д.) приобретают социально- территориальную специфику и определяют процесс воспроизводства социума ЗАТО.
Специфическими социальными факторами, влияющие на содержание и динамику процесса социализации студенческой молодежи ЗАТО:
1. факторы научности, профессионализма;
2. факторы интеллектуальности, творчества;
3. фактор значимости;
4. факторы традиций;
5. фактор повышенной комфортности проживания;
6. фактор загрязнения среды;
7. фактор секретности, режимности.
Комплексное, системное воздействие этих факторов на процесс социализации молодежи приводит к формированию особых мировоззренческих установок. Мировоззренческое сознание студенчества Сарова во многом формируется под воздействием физико-математического знания.
15
Для большинства студенческой молодежи закрытый город Саров - лакуна, защищающая от внешних угроз, но в то же время мешающая полной самореализации. Закрытый город как нестандартный социум со всеми его особенностями можно рассмотреть по аналогии с закрытой социальной системой. Закрытость вызывает чувство спокойствия, защищенности и в то же самое время - чувство строгой регламентированности образа жизни.
Эффективное управление процессом социализации студенческой молодежи в условиях ЗАТО предполагает формирование особой гуманитарной модели образовательно - воспитательной политики вузов, направленной на раскрытие инновационного потенциала молодежи в учебной и научной деятельности, создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий самореализации молодого человека, развитие молодежных студенческих объединений, движений, инициатив.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и трех приложений.