Ви є тут

Преступность несовершеннолетних : Социальные детерминанты и проблемы профилактики

Автор: 
Подсухина Татьяна Валерьевна
Тип роботи: 
Социальные детерминанты и проблемы профилактики
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
184
Артикул:
193082
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................3
Глава I. ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК СОЦИАЛЬНАЯ
И СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА......................................21
§1. Состояние преступности несовершеннолетних и ее динамика за
последние годы................................................21
§2. Теоретические аспекты изучения детерминации преступности..33
§3. Социальные детерминанты преступности несовершеннолетних. Анализ
современной ситуации.....................................,....49
§4. Причины и условия развития подростковой делинквентности (типичные случаи). Результаты эмпирического исследования................73
4.1. Методический план исследования..........................73
4.2. Описание типичных случаев...............................76
Глава П. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ..............................................93
§ 1. Система профилактических мер как объективное воздействие на
преступность несовершеннолетних...............................93
§2. Социальные проблемы предупреждения преступности
несовершеннолетних............... *.........................110
§3. Система профилактики преступности несовершеннолетних глазами экспертов: реальное и желаемое...............*..............129
3.1. Общая характджсгика исследования.......................129
3.2. Оценка экспертами эффективности методов профилактики...132
4.3. Пути совершенствования системы профилактики............139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................146
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:.... ................................ .,...152
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................171
Приложения 1 (Рисунки).......................................172
Приложения 2 (Таблицы).......................................174
Приложения 3 (Анкета) ......................................178
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Криминальная ситуация в России по-прежнему остается сложной. Преступность подростков продолжает быть дестабилизирующим фактором общественной жизни. Причем, в сравнении с другими явлениями, она характеризуется наивысшей общественной опасностью с точки зрения государства, а потому не может не интересовать социолога, ориентированного, прежде всего, на изучение социальных недугов и аномалий. Преступность представляет собой крайнюю форму антиобщественных явлений, она впитывает в себя всю совокупность социальных, экономических, политических и культурных противоречий. Этим обусловлена необходимость ее социологического осмысления.
Негативные тенденции общественного развития, нестабильность ситуации в современном российском обществе вызывают значительный рост числа преступлений и правонарушений, совершаемых подростками. Так, по данным правоохранительных органов, в 1999 г. коэффициент преступлений на 100 тыс. населения в возрасте от 14 до 18 лет составил 2183 (в то время как взрослых * 1759). В 15-ти регионах РФ этот показатель составил более трех тысяч.1 О сложности современной ситуации говорит и то, что сегодня в среднем в России каждое десятое преступление совершено лицами подросткового и молодежного возраста, а в некоторых регионах - каждое четвертое.2 Следует отметить, что этот вид противоправного поведения опасен не только сам по себе, но и в связи с повышенной возможностью его повторения в будущем, перспективой перехода в рецидив. По данным социологических исследований, опубликованных в различных литературных источниках, значительная часть рецидивистов (до 2/3), в том числе и особо
1 См.: Устинов В.В. О состоянии законности в деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. (Неопубликованная рукопись). - Январь 2005 г.
2 См.: Там же
стратегии сбора и анализа социологической информации. Данная тактика применяется нами для более глубокого изучения ситуации криминализации подростковой среды - вовлечения детей в преступную деятельность. В рамках нашего кейс-стади-исследования мы использовали разные источники и методы сбора информации: полу стандартизованное интервью, анализ
документов, наблюдение и опрос экспертов.
Для выявления и описания факторов, детерминирующих подростковую преступность, нами был проведен ряд интервью с малолетними правонарушителями, находящимися в центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей Ивановской области. Отбор респондентов осуществлялся нами на основе критериальной выборки типичных случаев, при этом объем выборочной совокупности составил 100 человек, что мы считаем вполне достаточным для выявления общих тенденций. Кроме того, полученная в результате беседы с детьми информация о причинах их правонарушений была дополнена мнениями экспертов по данному вопросу.
Опрос экспертов, посвященный проблемам предупреждения преступности несовершеннолетних, проводился методом очного анкетирования среди работников различных государственных учреждений, являющихся субъектами как специальной, так и общей профилактики -ЦВИНП, ПДН, КДН. Тем самым, мы попытались оценить систему предупреждения подростковой преступности не только “снаружи” (через общую оценку эффективности ее деятельности), но и “изнутри” (на основе мнений лиц непосредственно занимающихся профилактической работой). Объем выборочной совокупности, составивший 70 человек (при объеме генеральной - 250), на наш взгляд, достаточен для того, чтобы оценить эффективность различных превентивных методов и выявить недостатки в самой системе предупреждения преступности подростков.
18
В ходе исследований мы использовали традиционные методы социологического анализа,
1. Индивидуальное очное анкетирование среди лиц, осуществляющих профилактическую деятельность (для сбора данных о методах и проблемах профилактики).
2. Анализ документов - личных дел подростков, содержащихся в ЦВИНПе Ивановской области (с целью выявления некоторых объективных детерминант преступности).
3. Персональное полу формализованное интервью с несовершеннолетними правонарушителями (для определения образа их жизни и выявления условий, способствующих формированию делинквентного поведения)
4. Метод наблюдения, который осуществлялся как в процессе интервьюирования подростков (для получения более глубокой информации об отношении респондентов к своим жизненным условиям), так и в процессе ознакомления с работой комиссий и подразделений по делам несовершеннолетних.
5. В работе с научными источниками по исследуемой проблеме использовались методы теоретической рефлексии и концептуализации, а также метод сравнения и типологнзации, которые позволили определить общее и выделить особенное в изучаемом явлении.
Научная новизна работы. По уровню обобщения, источникам и методам получения нового научного знания работа носит теоретико-эмпирический характер. С точки зрения функционального назначения полученных результатов она характеризуется как прикладная.
Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:
1. В основе исследования лежит комплексный подход к изучению проблемы преступности несовершеннолетних, который синтезирует социологический и криминологический подходы, охватывает не только