Ви є тут

Государственная информационная политика как фактор развития гражданского общества в Российской Федерации

Автор: 
Бережкова Елена Алексеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
305837
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 19
1.1. Сущность, специфика государственной информационной политики 19
1.2. Реализация государственной информационной политики в условиях становления и развития фажданского общества 36
ф ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 52
2.1. Правовые основы государственной информационной политики Российской Федерации 52
2.2. Специфика средств массовой информации на федеральном и региональном уровнях 82
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 106
3.1. Социально-экономические условия развития информационных процессов 106
3.2. Свобода средств массовой информации как фактор оптимизации процессов развития институтов гражданског о общества 143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 165
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В ходе общественного развития, активизации гражданского общества государственная информационная политика, а также методы, формы и модели управления информационными процессами претерпевают изменения и требуют новых подходов к их анализу. Соответственно актуализируются задачи современного осмысления субъектов и объектов информационных процессов и практик социально-политических коммуникаций.
В последнее время произошли существенные изменения в средствах массовой информации - одном из главных институтов гражданского общества, что породило серьезные проблемы в сфере коммуникации между обществом и властью всех уровней.
Актуальность исследования обусловлена тем, что продекларированные государством приоритеты государственной информационной политики в последнее время все чаще полярно расходятся с реализуемыми мерами. Это заметно в экономической, организационной, правовой сферах, в разных форматах СМИ: газетах, телевидении, Интернете. Федеральные каналы подконтрольны государству, причем контроль касается прежде всего информационной сферы, новостных выпусков, аналитических программ, а не развлекательных, которые как раз и вызывают отторжение у граждан. Большинство печатных СМИ (по разным источникам - 80~90%)
контролируются государством и реализуют в первую очередь интересы чиновников, а не граждан. Интернет пока остается относительно свободной площадкой для выражения мнений гражданского общества. Де-юре провозглашается неприкасаемость свободы слова и распространения информации, де-факто - в законодательстве все чаще предлагаются запретительные меры к СМИ. Де-юре заявлено, что Интернет - свободная площадка и коммуникация должна быть ограничена лишь рамками
обеспечивающих недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам власти и бизнеса и усиление возможностей их влияния на СМИ, защиту интересов региональных рынков массовой информации, регулирование уровня концентрации и монополизации СМИ, совершенствование национального законодательства в части гарантии свободы слова, доступа к информации и др.
5. На основе социологического анализа выявлено существенное различие в понимании гражданами значимых социальных проблем и их освещением в региональных СМИ (прежде всего по проблемам жилья, судебно-пенитенциарной системы, безопасности человека, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и др.), что отрицательно сказывается как на процессе формирования институтов гражданского общества, так и на СМИ, утрачивающих ряд социально значимых функций.
6. Разработаны рекомендации и первостепенные меры по повышению эффективности государственной информационной политики в процессе становления и развития гражданского общества. Среди них - создание рыночных условий для развития СМИ путем сокращения адресного финансирования средств массовой информации из средств федерального и регионального бюджетов, внедрения системы распределения части бюджетных средств на конкурсной основе, отказ от публикации официальной информации в СМИ, предусмотрев для этого специальные бюллетени, электронные системы общего доступа, запрет СМИ, финансируемым из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, в том числе районных и муниципальных, публикацию рекламы на коммерческой основе, установление льготного режима налогообложения редакций СМИ и др.
7. Обоснована необходимость дополнительных инструментов общественного контроля государственной политики в сфере реализации прав граждан на свободу слова, в частности, постоянного мониторинга средств массовой
информации по ряду важных показателей (таких как реализации права па свободу слова гражданами, политиками, госслужащими, журналистами, степень влияния групп интересов на информацию, распространяемую СМИ, контроля информации, распространяемой региональными и федеральными СМИ и др.). В качестве инструмента оценки предложена модель исследования «Индекс свободы слова в российских регионах». Объектом изучения является субъект РФ, сравнение субъектов Федерации предполагает опору па количественные показатели, получаемые в результате массового и экспертного опросов методом личного формализованного интервью с использованием анкеты по месту жительства респондентов. Отбор респондентов массового опроса осуществляется в соответствии с квотами по полу, возрасту и типу поселения.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Раскрытые в диссертации теоретико-методологические основы анализа государственной информационной политики существенно дополняют имеющиеся по этой проблематике исследования, расширяют возможности изучения сущности, места и роли информационной политики в становлении гражданского общества, углубляют представления о механизмах ее формирования и функционирования.
Результаты могут быть полезны при подготовке учебных курсов по проблемам информационных процессов в обществе.
Обширный эмпирический материал, отражающий проблемы и перспективы реализации государственной информационной политики в области СМИ, может быть использован в практике государственного управления, в прогнозировании модернизационных процессов современных медиа. Полученные результаты полезны для разработки нормативных документов, регулирующих отношения в треугольнике «власть-СМИ-общество», подготовки учебных пособий в рамках дисциплин гуманитарного цикла.
Апробация работы. Положения и выводы диссертационного исследования автор докладывала на: IX межвузовской научно-практической