Оглавление
Введение 3
Глава 1. Страховой бизнес и его социально-экономические функции 15
1) Страхование как метод оптимизации рисков 15
2) Содержание и основные элементы социальной ответственности 31 страхового бизнеса
3) Развитие российского страхового бизнеса как фактор повышения 49 его социальных обязательств
Глава 2. Социальные инвестиции в человеческий капитал как инструмент 62 реализации социальной ответственности
1) Система подготовки персонаж - способ повышения социальной 62 ответственности страхового бизнеса
2) Специфика инвестиций в повышение квалификации страховых 73 агентов
3) Методы стимулирования персонала страховых компаний 90
Глава 3. Факторы ответственной социальной политики на рынке 107
потребителей страховых услуг
1) Потребительская оценка качества страховых услуг и основные 107 направления их развития
2) Благотворительность и спонсорская деятельность страховых 118 компаний как способ реализации социальной ответственности
страхового бизнеса
3) Опыт реализации социальной ответственности на примере 128
использования программ добровольного медицинского страхования Заключение 141
Список литературы 146
2
Введение
Актуальность темы исследования
Национальный страховой рынок сегодня становится основным финансовым механизмом защиты общества от различного рода опасностей и одной из систем минимизации экологических, бытовых, техногенных, производственных и социальных рисков. Бурное развитие страхования ежедневно выдвигает ряд проблем, решение которых требует разработки социально ответственной стратегии.
Качество страховых услуг, предлагаемых российскими страховыми организациями предприятиям и частным лицам, пока еще недостаточно велико по сравнению с западными странами. Главной причиной отказа потребителей от страхования остается недоверие к страховым компаниям. Доля, которую российский страховой рынок вносит в совокупную страховую премию международного страхового рынка, составляет менее 1%, притом, что роль страхования в современной мировой экономике чрезвычайно велика. Во многих странах страхование характеризуется как один из стратегических секторов экономики и является надежной гарантией возмещения собственникам понесенных убытков благодаря наличию огромных инвестиционных ресурсов в страховых компаниях, постоянно вкладываемых в базовые отрасли и перспективные сферы деятельности.
Появление новых компаний на рынке, практика перехода страховых агентов со своими клиентами из одной страховой организации в другую, стимулируют конкуренцию между страховщиками, перераспределение структуры страхового портфеля, значительное изменение в объеме страховых операций. Конкурентная борьба стала причиной высокой текучести кадров и острой нехватки специалистов в страховой отрасли, что привело к увеличению заработных плат, зачастую не соответствующих компетенции специалистов. В этой связи возникает проблема удержания и мотивации работников, а также поиск эффективных социальных инвестиций в человеческий капитал, направленных на развитие персонала, обеспечение
Глава 1. Страховой бизнес и его социально-экономические функции 1. Страхование как метод оптимизации рисков
В законе РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страхование определено как отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).’
Особенности страхования как социального института обусловлены, прежде всего, функциями, которые оно выполняет. Исследователи страхового рынка, как правило, акцентируют внимание лишь на
л
экономических функциях страхования. Г.Г. Силласте" впервые разделила функции страхования на экономические и социальные.
Среди экономических традиционно выделяется распределительная функция, которая, в свою очередь, реализуется посредством трех составляющих: рисковой (стимулирование развития страхования за счет наличия рисков), предупредительной (стремление страховщиков уменьшить возникновение рисков и принять превентивные меры) и сберегательной (страховая защита денежных накоплений).
Под социальными понимаются защитная (защита от рисков) и компенсаторная (компенсация в случае возникновения ущерба) функции, а также функция социального контроля (контроль за деятельностью страховщиков при помощи общественного мнения, влияющего на имидж страховой компании).
Развитие страхового бизнеса обуславливает расширение сфер его деятельности, поэтому впоследствии все чаще функции страхования стали описывать на индивидуальном и макроэкономическом уровнях. Каждая из них играет важную социальную и экономическую роль, поэтому в целом их можно назвать социально-экономическими.
1 Закон РФ "Об организации страхового дела в РоссиПскоП Федерации" №4015-1 от 27.11.92
2 Снлласте Г.Г. Социология страхования. М.: Финансовая академия при правительстве РФ, 2001
15
В диссертационной работе автор использовал классификацию Т.А. Федоровой1, подчеркивая в каждой функции ее социальную значимость.
На уровне индивидуального воспроизводства страхованию присущи следующие функции:
• предупредительная;
• рисковая;
• облегчения финансирования;
• обеспечения возможности сосредоточения внимания на нестрахуемых рисках.
Предупредительная функция состоит в том, что при принятии на страхование того или иного объекта специалисты страховой компании производят оценку риска и, таким образом, дают возможность клиенту' предпринять меры, позволяющие их контролировать и снижать.
Рисковая функция неразрывно связана с предупредительной и заключается в передаче страховщику ответственности за финансовые последствия страхуемых рисков. Это позволяет клиенту чувствовать себя уверенным и защищенным от различного рода опасностей.
Функция облегчения финансирования выражается в том, что при наступлении страхового случая владелец полиса получает денежные средства, компенсирующие понесенный им ущерб в рамках договора страхования. И компания, и отдельные граждане, застраховавшие свои риски, могут уменьшить вероятность непредвиденных расходов.
Как правило, наличие страхового полиса является условием получения кредита. Банки чаще всего предоставляют кредиты под имущественный залог, страхование которого необходимо для оформления кредитного соглашения. Договор страхования жизни заемщика, предусматривающий выплату страхового обеспечения банку в случае его смерти, - еще одна форма гарантии по кредиту.
Пользуясь страховыми услугами, предприниматель избавляет себя от
1 Федорова Т.А. Страхование. М.: Экономист, 2006
- Київ+380960830922