Преодоление бедности как приоритет региональной социальной политики в современном российском обществе
Введение............................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования бедности в социологическом аспекте.............................................13
1.1. Бедность как социологическая категория.........................13
1.2. Бедность и нисходящая социальная мобильность...................38
Глава II. Преодоление бедности как направление социальной политики: региональный аспект.................................................65
2.1. Стратегия, варианты и способы преодоления бедности в регионе.............................................................65
2.2. Нормативно-организационный механизм социальной политики по
преодолению бедности...............................................104
Заключение........................................................130
Библиографический список...........................................137
2
Введение
Актуальность темы исследования. Проблема бедности принадлежала к разряду актуальных еще в советском обществе. Однако по известным причинам в этот период обсуждение социальных вопросов в политико-социологической литературе не включало в себя анализа проблем обнищания населения в социалистической стране. В конце 1980-х гг. начались глубокие трансформации в советском обществе, приведшие во второй половине 1991 года к актуализации глубины проблем бедности и путей ее преодоления. С этого времени тема необходимости борьбы с бедностью и построения социального государства начала активно разрабатываться в научной литературе. Ценности социального государства нашли отражение в программных документах ряда политических партий и общественно-политических организаций. Положение о социальном государстве получило закрепление в статье 7 Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. «Российская Федерация, -записано в ней, - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие .человека». Таким образом, на конституционном уровне зафиксирована приверженность общества идее и ценностям социального государства в условиях модернизации страны. Проблема бедности нашла отражение в ежегодных Посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ. Так, из трех приоритетных задач наряду с удвоением ВВП и реформированием армии, на второе место Президент поставил задачу преодоления и сокращения бедности. Сейчас эта задача, по* существу, детализирована в четырех национальных проектах: образование, здравоохранение, сельское хозяйство и жилищное строительство, что собственно и является базовыми направлениями государственной стратегии преодоления бедности. Данным обстоятельством обусловливается научная актуальность и практическая значимость теоретической разработки проблем, связанных с
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования бедности в
социологическом аспекте
1.1. Бедность как социологическая категория
Статья 7 Конституции РФ 1993 года1 определяет Российскую Федерацию как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Но в самом тексте Конституции РФ нет определения понятия «социальное государство». Есть только его некоторые базовые характеристики. Так, в той же статье, говорится, что «в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
К сожалению, конституционная норма о социальном государстве в нашей стране носит преимущественно декларативный характер. Как оказалось, Российское государство в его нынешнем виде не отвечает требованиям, предъявляемым к государствам, провозгласившим себя социальными (к тому же оно не является в должной степени и социально ориентированным, что также мешает ему стать подлинно социальным государством).
Более того, вектор проводимых в стране экономических и социальных реформ имеет совершенно иную направленность со всеми вытекающими из этого последствиями, а именно:
- бурный рост имущественного и социального расслоения в обществе: по официальным данным, разрыв в доходах между 10% наиболее бедных граждан и 10% наиболее богатых составляет 1 : 13-14, по
1 Российская газета. 25 декабря 1993 г. № 237.
неофициальным - от 1 : 34 до 1 : 100 и более; между тем еще Платон предупреждал: «На бунт напрашивается то государство, которое допускает разницу в доходах наиболее богатых и наиболее бедных своих граждан более чем в четыре раза». При прежнем строе в России «коэффициент Джини», который измеряет степень равномерности распределения личных доходов граждан (если у всех граждан доходы одинаковы, то коэффициент равен нулю, а если весь доход концентрируется у одного гражданина, то единице), составлял примерно 0,24-0,27. В развитых странах этот коэффициент составляет 0,34-0,42. Но уже к концу 1994 года, по данным официальной российской статистики, коэффициент Джини вырос до 0,41, а к концу 2000 года, по данным приведенным в докладе Агенства ООН по развитию «человеческого капитала», до 0,48 (ср.: 0,47 в Украине, 0,37 в Литве, 0,33 в США, 0.29 в Великобритании и Франции и 0,22 в Швеции2);
- резкое сокращение доступа большей части россиян к качественному образованию и оптимально достаточным медицинским услугам;
- обострение проблемы социального обеспечения;
- отсутствие реального обеспечения права граждан на труд;
- снижение до минимального уровня многих других социальных гарантий и льгот (там, где они еще сохраняются) и ряд других губительных для основной части вымирающих коренных народов страны последствий.
В результате Россия по уровню социально-экономического развития переместилась в мировой иерархии на несколько десятков позиций вниз. Социальное государство в нашей стране пока еще только лозунг, но лозунг движения в правильном направлении. Призывы отказаться от самого лозунга социального государства под предлогом отсутствия или острой нехватки необходимых его условий, прежде всего финансовой его базы, демонтировать сохранившиеся его институты, которые по большей части были созданы в советское время, и перейти на
2 Меньшиков С. М. Экономика России: практические и теоретические вопросы перехода к рынку// Коммерсант. Власть. 2001. № 23. С.48
- Київ+380960830922