Ви є тут

Гражданская идентичность российской молодежи. : Опыт мониторинговых исследований 90-х годов

Автор: 
Гришина Елена Александровна
Тип роботи: 
Опыт мониторинговых исследований 90-х годов
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
320
Артикул:
1000293080
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
ГЛАВА 1. Гражданская идентичность молодежи как предмет
социологического анализа..................................19
§ 1. Молодежь в социальном воспроизводстве..............19
§2. Концепция гражданской идентичности молодежи.........51
§3. Социокультурные основания гражданской идентичности
российской молодежи.................................79
ГЛАВА 2. Гражданская идентичность молодежи в социально-
экономическом поле........................................112
§1. Социальная картина мира в постсоветской России и
стратификация молодежи..............................112
§2. Статусная самооидентификация молодежи: факторы влияния на микросоциальном и макросоциальном
уровнях.............................................144
§3. Референтные типы и социальные дистанции: вероятность
следования образцам.................................174
ГЛАВА 3. Политическое поле общества: позиции молодежи и
гражданская идентичность..................................213
§ 1. Политическая социализация молодежи как проблема
гражданской идентичности............................213
§2. Политические ориентации молодежи....................232
§3. Состояние и динамика типов гражданской идентичности
в полях идентификации...............................264
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................288
БИБЛИОГРАФИЯ..................................................298
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социальные изменения 90-х годов в России стимулируют изучение проблем, связанных с социальной ролью и функцией молодежи в меняющемся обществе. Распад СССР, смена политической системы и структур власти, экономические реформы и культурные процессы, связанные с открытостью общества для других культур, оказали колоссальное воздействие на общество и молодежь. Большинство молодежи принимает обретенные обществом экономические и политические свободы как значимую ценность, но при этом демонстрирует явное неприятие социальных последствий проводимых реформ.
Снижение уровня жизни значительной части населения, рост преступности, политические и экономические коллизии, терроризм, культу-рошок, утрата моральных и нравственных ориентиров — все эти факторы влияют на сознание и поведение российской молодежи, искажая и разрушая позитивные основания социализации. Происходящие в связи с этим социализационные отклонения препятствуют сохранению и воспроизводству молодежью конструктивных социальных связей и отношений, ценностей и норм.
Экономические ориентации молодежи противоречивы: с одной стороны, ценностью выступает свобода предпринимательской деятельности, с другой — прослеживается патернализм, эгалитаризм, снижение трудовых мотиваций. Усиливается нисходящая экономическая мобильность молодежи. Выработался стереотип негативного отношения к политике и власти.
3
ческий материал, который будет поглощен и использован другими ... об-
g
ществами или людьми".
Автор данной работы отнюдь не привержен катастрофическим и эсхатологическим прогнозам, более того - утверждает, что история не раз демонстрировала, что именно кризисные и критические ситуации неоднократно служили для нашей страны толчком к развитию, и обновлению. Но современная ситуация принципиально отличается от предыдущих. Чрезвычайные обстоятельства, в которые поставлено современное российское общество, делают актуальным вопрос о принципиальном сохранении Российского государства (и общества) как самостоятельного, устойчивого и развивающегося субъекта, полноправно включенного в мировое сообщество, поскольку социальное воспроизводство системы становится все более проблематичным.
Чтобы аргументировать это утверждение, обратимся к определению общества, данному Т. Парсонсом в его работе "Система современных обществ": "... общество... такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные системы".9 Понятно, что абсолютной самодостаточности быть не может, в противном случае исключается возможность взаимообмена между системами. Вечный двигатель не возможен и в обществе, закрытая система нежизнеспособна. Поэтому Парсонс поясняет,
Сорокин П. Главные тенденции нашего времени: пер. с англ. /Перевод и предисловие Т. С. Васильевой/ - М.: Институт социологии РАН, 1993. С.73.
9 Парсонс Т. Система современных обществ: пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева. Под ред. М.С.Ковалевои. - М.: Аспект Пресс, 1998. С. 20.
31
что "...самодостаточность в отношении среды означает стабильность взаимообмена и способность контролировать взаимообмен в интересах своего функционирования".10
Другими словами, всякое общество включено в мировые процессы взаимодействия и обмена различных социокультурных систем, выступающих для него как среда. Эти процессы могут быть обозначены как трансцивилизационные, выполняющие функцию интеграции в мировое сообщество. Но при этом важна способность общества сохранить интенсивную ориентацию на себя, специфичность и особость собственных социокультурных ценностей и целей, которые лежат в основе социального воспроизводства данной системы.
Итак, с одной стороны - баланс со средой, с другой - внутренняя сбалансированность системы - вот два основных условия ее сохранения, воспроизводства и устойчивого развития. Исследования дают основания утверждать, что современное состояние российского социума не является полностью самодостаточным по отношению к внешней социальной среде (мировая социальная система) и не обладает внутренней сбалансированностью.
Подробно анализировать положение российского социума в мировой социокультурной системе не входит в задачу данного исследования. Отметим лишь, что социальные взаимодействия российского общества с внешней средой на уровне политической, экономической и культурной
10 Там же.
32