ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА 11
1.1. Сиротство, как социальное явление: виды и причины появления
11
1.2 Социальные проблемы детей-сирот в современном российском обществе 31
ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СУДЬБЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ 58
2.1 Социальные факторы и реформы, обуславливающие влияние на положение детей-сирот 58
2.2 Основные пути решения проблемы социального сиротства 81 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 124
ПРИЛОЖЕНИЯ
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования обусловлена потребностью комплексного осмысления феномена социального сиротства, так как данное социальное явление часто отрицательным образом сказывается на всем общественном состоянии. Эта научно-исследовательская проблема носит межотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей социологии, социальной психологии и педагогики, включая в себя вопросы социальных истоков и социального содержания феномена сиротства, социальной политики в отношении данной категории населения, устройства осиротевших детей в приемные семьи, помещения их в соответствующие учреждения, проблемы обучения, социальных выплат и льгот, обеспечения жильем и т.д. От того, насколько благополучно социальные сироты будут интегрироваться в общество, будет во многом зависеть стабильность и успешное развитие российского государства.
Проблема социального сиротства в России еще в недостаточной степени концептуализирована. Положение осложняется тем, что формирование принципиально новой системы социальной поддержки и помощи сиротам осуществляется в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения, повышения социальной напряженности, резкого усиления социального неравенства и социальной дискриминации, которая усугубляется многочисленными социальными конфликтами. Вопросы социального сиротства в качестве самостоятельной социальной проблемы рассматривались фрагментально, в отдельных его аспектах в отечественной социологической науке.
Современное российское общество со всей очевидностью поставлено перед объективной необходимостью решения проблемы социального сиротства в связи с интенсивным увеличением числа социальных сирот. В данной работе уделено определенное место деятельности социальных и общественных служб. Представлен необходимый анализ функционирования социальной политики государства, которая должна отвечать за создание
14
Тогда стал популярен плакат: «6000000 детей, не обслуженных школой -страшная угроза революции и стране. Помогите организовать труд беспризорников». Делом борьбы с беспризорностью занялась ЧК. В эти годы было создано общество «Друзья детей», которое занималось организацией лагерей, ночлежек, рабочих мастерских. Общество имело свои клубы, столовые, чайные, приюты. В его рядах трудилось около 1 800 тысяч членов.1
В 1925 году в стране началась компания по усыновлению детей, чтобы разгрузить детские дома. Создаются губернские комиссии помощи детям. При Президиуме Моссовета с помощью районных «друзей детей» проводятся компании по организации площадок для беспризорных и полу беспризорных, безнадзорных детей. Тогда же было опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». В постановлении отмечалось, что в стране ликвидирована массовая беспризорность, и ставилась задача по организации борьбы с малолетними правонарушителями и хулиганством и усилению ответственности родителей за воспитание детей.2
В 1935 году стали создаваться детские комнаты милиции, куда доставлялись дети до 17 лет включительно, за совершаемые правонарушения. На детские комнаты милиции были возложены обязанности совместно с органами народного образования и комиссиями по делам несовершеннолетних, выявлять подростков, прекративших посещать школы и оставивших работу. Систематически проверять поведение детей и подростков, два раза и более доставленных в милицию, а так же подростков, в отношении которых прекращены уголовные дел о, осужденных условно или к мерам, не связанных с лишением свободы, и подростков вернувшихся из колонии.3
Новая волна сиротства поднимается в годы Великой Отечественной войны. В 1950 году в стране функционирует 6543 детских дома, в которых
1 Крупская Н. К. К вопросу о детдомах // На путях к новой школе. - М.: 1924 - №6 - с. 8.
2 Щелованов Н.М. Основные предпосылки для организации воспитательной работы в домах младенца // Вопросы материнства и младенчества. - М.: 1938. - С. 18.
3 Щелованов Н.М. Основные предпосылки для организации воспитательной работы в домах младенца // Вопросы материнства и младенчества. - М.: 1938. - С.20.
15
воспитывалось 636 тысяч детей. Спустя восемь лет, число детских домов сократилось до 4034, а число воспитанников- до 375 тысяч человек.1
Таким образом, в советский период происходил постепенный переход от работы, направленной на решение проблем сиротства, к работе направленной на решение проблемы правонарушений и преступности несовершеннолетних. Параллельно с этими процессами уменьшилась роль общественных организаций в решении проблем детской беспризорности и безнадзорности и возрастала роль государственных органов, среди которых изначально ведущими были силовые структуры.
В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).
Социальное сиротство - это явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Понятие социальное сиротство тесно связано с понятием попечительство. Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке. Опека - это форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных). Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:
- умерли;
- лишены родительских прав; ограничены в родительских правах;
- признаны безызвестно отсутствующими;
1 Иванова Н. П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. - М.: Дом, 2003.- С.55.
- Київ+380960830922