Ви є тут

Коррупция как социальное и экономическое явление: социологический анализ

Автор: 
Дзодзиева Залина Батырбековна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
192
Артикул:
192250
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3-12
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблем коррупции 13-41
1.1. Понятие и природа современной коррупции 13-23
1.2. Классификация видов и методологические подходы к изучению коррупции 23-32
1.3. Общая характеристика исследования: методологический аспект 32-41
Глава II. Коррупция как угроза социально - экономической и политической стабильности Северной Осетии: социологический анализ 42-86
2.1. Проблемы коррупции в органах государственной власти РСО-А 42-61
2.2. «Бытовая коррупция» в Северной Осетии 61-74
2.3. Деловая коррупция в РСО-А 74-86
Глава III. Общие и специфические меры по преодолению коррупции 87-110
3.1. Подходы к антикоррупционным методам 87-101
3.2.Технологии противодействия коррупции: региональный аспект 101-110
Заключение 111-116
Библиография 117-125
Приложение 126-192
2
Введение
Актуальность исследования. Па протяжении последнего десятилетия при характеристике складывающейся общественно-политической и экономической ситуации в России с неизменным постоянством констатируется негативный факт активного распространения коррупции и усиленного ее внедрения во все сферы жизнедеятельности государства и общества. За это время осуществлено множество научных исследований, посвященных проблеме коррупции, опубликованы десятки книг и сотни статей.1 Не проходит дня, чтобы с экрана телевизора или в радиопередаче не прозвучал бы сюжет о коррупции. Проведены сотни конференций, симпозиумов, семинаров, круглых столов, предложивших множество рекомендаций по противодействию ее проявлениям.
Однако, к сожалению, от всеобщего обсуждения проблемы коррупции с неизменной констатацией причиняемого ею вреда и многого того, что еще ее сопровождает, общество за это время, по существу, ни на шаг не продвинулось но пути реальной борьбы с ее проявлениями. Более того, специалистами и населением единодушно отмечается, что, не испытывая должного противодействия, коррупция стремительно набирает силу и все более превращается в самостоятельный и весьма значимый социальный и политический фактор, разрушительно влияющий на дальнейшее развитие российского государства.
Корни коррупции скрываются в механизме осуществления государственной власти. С появлением общества и его социальным расслоением возникла объективная потребность в государстве, как некой организованной форме управления социальными группами с противоречивыми интересами.
1 Антикоррупционная политика. Учебное пособие. ! Под ред. Г.А. Сатарова. М., 2004; Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России. Социально-экономические и правовые аспекты. М., 2001; Бондаренко С.В. Коррумпированные общества. Ростов-на-Дону, 2002; Волженкин Б.В. Коррупция. СПб, 1998; Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. М., 2003; Сатаров Г. А. Диагностика российской коррупиии:социологичекий анализ. М., 2002 и др.
3
что с древних времен коррупция является одним из наиболее устойчивых видов отклоняющегося поведения. Она возникает в тех сферах государственного управления, где интересы частных лиц, групп пересекаются с властными функциями государственного аппарата и представляющих его должностных лиц.
В связи, с этим совершенствование антикоррупционного законодательства и осуществление на этой основе эффективной правоприменительной деятельности возможно лишь при условии осознания тех социальных механизмов, которые обусловливают коррупцию. Вечность коррупции, ее наличие в любом обществе и при любой социально-экономической формации свидетельствует о ее функциональности, то есть о том, что она удовлетворяет определенные требования общественной системы, играет специфическую роль в ее поддержании как целого. В этом смысле вполне справедливо мнение профессора Г.А.Сатарова о том, что «коррупцию нельзя искоренить до конца, поскольку она индикатор здоровья общества».18 С этой точки зрения коррупция связана не только с пороками общества, несовершенством человеческой природы, низкими моральными качествами носителей коррупционных отношений, но и рядом иных обстоятельств. Природу современной коррупции объясняют по-разному. Так, шведский экономист и дипломат Г. Мюрдаль говорил о том, «что из-за плохих законов мы стали народом ловкачей».19 Полемизируя с таким подходом, ряд специалистов утверждает, что нынешние законы ни при чем, коррупция есть отражение извечных пороков. Другая часть специалистов считает главной причиной коррупции разрастающуюся армию чиновников, бюрократизацию общественной жизни, неоправданное расширение роли государства и др.
В начале девяностых годов XX в. Существовало мнение, что для устойчивого экономического развития достаточно лишь экономической
18 Российская газета. 2002. 7 августа.
19 Свенсон Б. Экономическая преступность: М., 1987. С. 79
свободы и саморегуляции. Одной из приоритетных задач реформирования общественных отношений представлялась борьба с административными методами государственного управления. В результате государственное воздействие на общественную жизнь у нас оказалось значительно слабее, чем в государствах с сильной рыночной экономикой.20 В свою очередь речь может идти лишь о смене методов государственного регулирования. Лейтмотивом начатых преобразований (начало 90-х гг. XX в.) является переход от тотального администрирования в сфере экономики к более широкому использованию экономических методов регулирования социально-экономических процессов (налоги, кредит, инвестиции и т.н.).
Однако для эффективного функционирования вышеперечисленных и некоторых других институтов рыночной экономики необходимо осуществление целого комплекса административно-правовых и организационных мер, направленных на стабилизацию экономического механизма саморегуляции. Общество, экономика которого базируется на рыночных механизмах конкуренции между субъектами, представляющими различные формы собственности, заинтересовано в одинаковом, непредвзятом отношении ко всем без исключения хозяйствующим субъектам со стороны государства с его регулирующей ролью. Беспристрастность, независимость официальных лиц государственных органов при принятии ими соответствующих решений - одно из важнейших условий предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы и тем самым обеспечения справедливой конкуренции на товарных рынках. В целом же приходится отметить, что феномен коррупции связан с деятельностью государства и особенно его монопольными и разрешительными функциями. Но это не означает, что сведение к минимуму этих функций государства автоматически должно вести к снижению уровня коррупции. Опыт целого ряда государств (Канада, Швеция, Германия,
20 Куракин A.B. Контроль как способ предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации //Государственная власть и местное самоуправление. 2002. N4. С. 23.
19